Есть театр, где артисты общаются со зрителем
с помощью… танцев. Но что такое танец? Это
выраженные в движениях
наше настроение, чувства.
Корни танца — в древних
ритуалах. В танце древние
народы выражали благоговение перед силами
природы или перед богами; в танце изображались
сцены охоты, выражалось
отношение к кому-то. Есть
танцы быстрые, зажигательные; есть лирические, неторопливые; есть легкие, есть
шутливые, пародийные. Танец может выразить
много разных чувств. И сами по себе танцы
очень красивы.
По латыни «бал» значит «танец». Отсюда итальянское слово «балетто», французское «балет».
В Италии балетом с XV века стали называть
целые танцевальные сцены, например — после
ужина во дворце или в конце театрального представления. Сложилась традиция (в Италии, во
Франции) заканчивать балетом драматические
спектакли и оперы.
В XVII веке появились балеты-маскарады, где
балет перемежался с декламацией и оперными
ариями. Родился жанр комедии-балета, где речь
и танец были на равных правах. Такие комедии-балеты писал, например, Мольер (1650-е годы).
Был жанр лирической трагедии с балетом — их
немало создал композитор Люлли, современник
Мольера.
Искусству танца стали уделять
особое внимание, появлялись танцевальные школы, а в 1661 году
в Париже была открыта первая в
мире Академия танца. Наконец деятели
театра задумались — если танец может выражать столько разнородных чувств, то нельзя ли
из танцев составить целый спектакль с сугубо
«танцевальным» сюжетом? Так балет превратился в самостоятельный вид искусства.
Балетный сюжет, как и
оперный, назывался либретто, его создавали литераторы-либреттисты. Не
менее важны были, конечно,
композиторы, ибо какой танец без музыки? Но главным
в балете был балетмейстер
(с немецкого — «мастер танца»), он придумывал весь
спектакль. Уже в XVIII веке
были знаменитые, великие
балетмейстеры, такие как
Анджолини в Италии, Новер, Дидло и Петипа во Франции. Дидло вы
можете помнить по «Евгению Онегину» Пушкина, а Петипа прославился постановкой балетов
Чайковского («Спящая красавица», «Щелкунчик»). Оба этих французских балетмейстера XIX
века большую часть жизни работали в России,
в Петербурге.
В России балет получил признание в конце
XVIII века и очень быстро стал любимым театральным жанром. Считалось хорошим тоном
непременно хоть раз в неделю «побывать в балете». Пушкин, Грибоедов, Вяземский, Дельвиг
восторгались замечательными русскими танцовщиками того времени — Истоминой, Семеновой,
Колосовой, Глушковским. Как и иностранными
гастролерами, например, знаменитыми итальянскими танцовщицами Тальони, Гризи.
Долгое время балетмейстер считался главным
автором балета — музыку часто просто подбирали. Но в XIX веке все большую роль стал играть
композитор. Специально для балетов писали
музыку Адан, Пуни, Кавос и еще многие — и музыку чудесную. Знаменитые в XIX веке балеты
«Корсар», «Баядерка», «Сильфида», «Жизель»,
«Дон Кихот» знамениты и сейчас.