Вы можете представить императора, декламирующего стихи с театральной сцены? А «традицию» эту начал император Нерон, правивший
в Риме в I веке до н. э. Один из самых жестоких в истории Рима, этот император считал
себя великим актером. На арене римских
цирков он декламировал стихи, пел гимны и
даже становился возницей колесницы во время театрализованных представлений. Умирая,
он, говорят, воскликнул: «Боги! Какой актер
погибает!»
Время шло, Рим пал. Греческая культура
пришла в упадок еще раньше. На территории
Римского государства возникла Византийская
империя. Все большую силу набирало христианство. Власть церкви усиливалась с каждым
днем, и все последующие века она властвовала
безраздельно.
Столетия после падения Рима (примерно с
VII по XII) называют Средние века, ибо эта
эпоха отделила Древний мир от начала новой
европейской цивилизации — а это уже эпоха
Возрождения.
Ну, а что театр? Никто уже не строил огромных
цирков и амфитеатров. Да и актерское искусство, и характер представлений — все изменилось.
Помните, мы говорили о том, как в древности
люди воспроизводили в ритуалах историю
своего рода, историю возникновения земли,
пытаясь сохранить память об этом в потомках и
выразить уважение к прошлому? Нечто подобное попыталась повторить церковь в Средние
века. Перед жителем средневекового города XI или XII веков
не возникало вопроса: пойти в
церковь или в театр? В те времена
пышные представления давались в стенах самой
церкви. Они назывались «мистерии» (от слова
«мистика» — тайна). Это было очень красочное
зрелище, в нем использовались самые неожиданные эффекты — полеты ангелов, изрыгание огня
и дыма дьяволом, божественный свет, льющийся
из-под купола… За основу брались библейские
тексты. Самым распространенным сюжетом был
сюжет «Страсти Господни», где изображались
страдания распинаемого Христа. По сути, это
была своего рода религиозная «пропаганда».
В представлениях участвовали актеры и священники.
Со временем церковь запретила представления в храмах, и спектакли перекочевали на
паперть (широкое крыльцо перед церковью) и
за церковную ограду. Очень популярны были
тут пьесы о чудесах святых, Девы Марии. «Чудо»
по-латыни — «миракль», и пьесы о чудесах стали
называться «миракли»: «Миракль о святом Феофиле», «Миракль о святом Николае». Были пьесы назидательного характера, в них участвовали
не личности, а пороки или добродетели: Ересь,
Мир, Правосудие, Смерть, а то даже Франция и
Реформация. Название этих пьес происходило
от слова «мораль» — «моралитэ». Давались моралитэ, как и мистерии, и миракли, во время
религиозных праздников.
Но простой народ все же любил фарсы — веселые комические представления, полные юмора,
шутовства, издевки над жадными, злыми, ревнивыми. Их разыгрывали бродячие труппы.
Иногда эти труппы состояли из трех-четырех
человек, иногда актеров было аж два десятка. Играли где придется — на улице, расстелив коврик,
на досках, которые клали на бочки с рыбой…