Одним из тех, кто в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» летел в
пушечном снаряде, был, как известно, Мишель Ардан. Но мало кто
знает, что прототипом этого отважного француза послужил реальный
человек — Гаспар Феликс Турнашон. Впрочем, его больше знали под
вымышленной фамилией: Надар. Жюль Верн лишь слегка переставил
буквы в псевдониме Турнашона.
ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ
«Он очертя голову бросался в самые
отчаянные предприятия, всегда готов
был сжечь свои корабли, всякий час рисковал сломать себе шею и, тем не менее,
всегда вставал на ноги. Он был глубоко
бескорыстен, и бурные порывы его сердца не уступали смелости идей его
горячей головы». Так описывал
Жюль Верн натуру Ардана, и
все современники сходились во
мнении, что эта характеристика
в точности совпадала с кипучей
натурой самого Надара.
Высокого роста, с огненно-рыжей шевелюрой, всегда энергичный и пылкий,
добродушный и дружелюбный. Таким был Надар,
«папаша Надар», как любовно называли его многие
парижане. А кто не знал Надара в Париже, да и не
только в Париже? Слава Надара была, без преувеличения сказать, всемирной.
Талантливый фотограф, литератор, журналист, изобретатель.
За что бы ни брался неугомонный Надар, он всюду добивался
успеха. Остроумный карикатурист, он и сам нередко становился объектом многочисленных дружеских шаржей и смешных
карикатур.
ВОЗДУШНЫЙ МАНИФЕСТ
В Париже, на улице Анжу, Надар
открыл фотоателье. Здесь побывали
и запечатлели себя на фотографиях
самые знаменитые писатели, художники, музыканты, артисты, ученые,
политики. Надар превратил фотографию в новый вид искусства. Он любил
говорить: «Я снимаю не портреты, я
снимаю человеческую жизнь».
В середине 50-х годов XIX века Надар увлекся воздухоплаванием. Он
сумел разместить громоздкий фотоаппарат того времени в корзине воздушного шара и впервые снял Париж
с высоты птичьего полета. Но
совершив немало воздушных
путешествий, Надар разочаровался в аэростатах — игрушках
ветра — и стал горячим сторонником летательных машин
тяжелее воздуха, еще не существовавших.
В 1863 году он опубликовал свой знаменитый
«Манифест воздушного самодвижения», в котором, как обычно горячо, заявил: «Воздушный
шар родился поплавком и останется им навсегда.
Нужно отказаться от аэростатов. Винт — святой
винт вознесет нас в небеса!»
«ПОСЛЕДНИЙ» АЭРОСТАТ
У Надара нашлись единомышленники. Среди
них и молодой Жюль Верн. Все они мечтали о
летательном аппарате — «аэронефе», который сегодня мы бы
назвали вертолетом.
По мнению Надара, именно
воздушные шары отвлекли людей от разработки летательных
машин. И он решил построить
«последний», сверхогромный
воздушный шар, насытить
толпу невиданным зрелищем
и тем навсегда убить интерес
к аэростатам. По подписке ему удалось собрать
около 10 тысяч франков на создание аэростата
«Гигант». Собранных денег оказалось мало. Надар залез в долги, но шар все-таки построил.
Он был высотой с 14-этажный дом и вмещал
более шести тысяч кубометров водорода. В корзине «Гиганта» могли разместиться до 40 человек.
Корзина имела вид садового домика с дверью,
окнами и даже с террасой наверху.
Первый старт «Гиганта» состоялся 4 октября
1863 года с Марсова поля в Париже. Его провожали около 200 тысяч зрителей. Но желающих
лететь оказалось немного, всего 13 человек,
включая и создателя шара.
ТРАГИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ
Надар рассчитывал, что ему удастся установить
рекорд дальности полета. Однако воздушный
шар, пролетев всего полсотни километров, попал
в густой туман, намок и начал падать. С трудом
его удалось благополучно посадить.
Огорченный неудачей, Надар решил во что бы
то ни стало повторить воздушное путешествие.
Две недели спустя состоялся
второй полет «Гиганта». На
этот раз в корзине находилось
9 человек, в их числе сам Надар и его жена.
Шар стартовал вечером и
к утру следующего дня находился уже над Бельгией.
Ветер между тем усиливался,
и вскоре «Гигант» пересек
Голландию, достиг Германии. Нагретый солнечными лучами, шар поднимался все выше и
выше. Надар был доволен результатами полета
и, решив начать спуск, открыл газовый клапан.
С последним, видно, произошла какая-то неполадка, потому что скорость спуска неудержимо
нарастала. Корзина сильно ударилась о землю,
подскочила, ударилась снова. Подгоняемый
сильным ветром, огромный шар помчался вперед, бешено колотя корзиной
о встречные препятствия.
ВОЗДУШНЫЙ БОЙ
Воздухоплаватели выпали из развалившейся корзины, а оболочка «Гиганта» зацепилась, наконец, за ветви
деревьев и повисла на них. Итог катастрофы был ужасный. Почти все
участники полета получили тяжелые
увечья, переломы рук и ног. Особенно сильно
пострадала жена Надара.
Эта трагедия повергла в уныние многих, но
только не его самого. Он починил свой аэростат-великан и выставил на всеобщее обозрение в
Лондоне, а затем совершил на нем еще несколько
вполне удачных воздушных путешествий.
Летал Надар и позже. Особенно рискованными
были его полеты во время войны 1870 года, когда
Париж находился в осаде прусскими войсками.
Отважный Надар поддерживал связь с другими
городами Франции при помощи воздушных
шаров.
Во время одного из таких полетов он встретил
в небе вражеский аэростат, вступил с ним в бой и
сбил его из пистолета. Наверное, это был первый
воздушный бой в истории.
Феликс Надар прожил долгую жизнь. Он умер
в 1910 году в возрасте 90 лет. Тогда авиация уже
распрямляла свои крылья, самолеты летали все
увереннее, все выше, дальше, быстрее. И Надар — поборник авиации — стал этому свидетелем.