Архив журнала для детей Костер

Февраль 2012 года

Журнал Костер. Февраль 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

Герои неземных стихий «Параболы» Черановского

Всем привычны самолеты с крыльями, фюзеляжем и хвостовым оперением. Но если рассудить: подъемную силу создает только крыло. Все остальное нужно лишь для того, чтобы разместить на самолете людей и грузы. Так, может быть, стоит отказаться от «лишних» частей, оставить одно крыло и в нем все разместить? Машина станет легче и более скоростной.

Авиаконструктор Борис Иванович Черановский

АВИАКОНСТРУКТОР-ХУДОЖНИК

Первые успешно летавшие бесхвостые самолеты появились в Англии. Затем подобные машины были построены во Франции и Америке. На одной из бесхвосток французский летчик Феликс в 1913 году перелетел из Англии во Францию. Для демонстрации устойчивости необыкновенной машины он однажды оставил управление, выбрался из кабины летящего самолета и… прошелся по его крылу.

В нашей стране первым бесхвостыми самолетами занялся авиаконструктор Борис Иванович Черановский. По профессии он был художником и скульптором, но в 20-е годы прошлого века увлекся авиацией и создал много самолетов, один удивительнее другого.

«Полблина», планер «БИЧ-2» в воздухе

В конце лета 1924 года в Крыму состоялись Всесоюзные планерные испытания, или, по-другому, Всесоюзный слет планеристов. Под щедрым крымским солнцем на склоне горы Узун-Сырт, близ знаменитого поселка Коктебеля, выстроились планеры, доставленные сюда из разных городов. Каждый аппарат чем-то отличался от других, иногда резко. Но самым оригинальным был, несомненно, планер Черановского.

В ВОЗДУХЕ «ПОЛБЛИНА»

Он состоял только из крыла, причем крыла диковинного, похожего на половину диска. Говоря точнее, передняя кромка его очерчивалась по кривой, называемой в математике параболой. Это давало возможность сделать крыло толстым и целиком «упрятать» в нем пилота (снаружи оставалась лишь голова). Черановский так и назвал свой планер «Параболой». Но планеристы быстро окрестили его за форму иначе — «полблина». Планер был не только бесхвосткой, но и первым в мире действительно летающим крылом, поскольку все в нем размещалось внутри, как в фюзеляже обычного планера. Крыло заменяло собой фюзеляж.

Испытывал «Параболу» (она имела еще и другое обозначение — «БИЧ-2» — по первым буквам имени, отчества и фамилии конструктора) летчик Борис Кудрин. Он совершил тогда в Крыму на крыле Черановского двадцать семь успешных полетов. Одним словом, «первый блин» комом не вышел. Черановский убедился, что можно идти дальше, строить уже не планер, а настоящий самолет, летающее крыло с мотором.

Самолет-крыло Черановского «БИЧ-3» на взлете
Крыло его также имело форму «полблина». На его задней, ровной, кромке находились рули. Самолет имел единственное колесо. Поэтому на земле «БИЧ-3» стоял, накренившись набок, опираясь крылом на специальный костылек.

СТРОПТИВЫЙ САМОЛЕТ

«Через два года, — вспоминал Кудрин, — Борис Иванович снова обратился ко мне. На этот раз с предложением испытать его первый самолет — “параболу” “БИЧ-3”».

При первой же попытке взлететь самолет резко развернулся, словно ножка циркуля, вокруг опорного костылька. И это повторялось затем из раза в раз. Подниматься в воздух крыло не хотело.

Как же взлетать? Неужели прекращать испытания? «В нашем представлении конструкция огромного бесхвостого самолета-крыла являлась самой совершенной, — вспоминал летчик-испытатель. — Наша фантазия рисовала тысячи таких самолетов, бороздящих небо в недалеком будущем. Нет, отказываться невозможно!»

Испытания продолжались, и в конце концов самолет был укрощен. «Позже я много раз поднимался в воздух на этом летающем крыле», — рассказывал Кудрин.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 — гигантская бесхвостка

БОМБАРДИРОВЩИК-КРЫЛО

Трудно давался новый тип самолета, немало приходилось поработать конструктору, а летчикам не раз рисковать в испытательных полетах. Особенно это проявилось при создании следующего летающего крыла, самолета «БИЧ-14». Он был двухмоторным, пятиместным и задуман как бомбардировщик-крыло.

Шел 1937 год, когда «БИЧ-14» был поднят в воздух опытным летчиком-испытателем Петром Стефановским. Полет едва не закончился катастрофой.

Самолет оказался неустойчивым в полете и трудно управляемым. Разочарованный Стефановский решительно заявил: «Зря возимся. Толку не будет!» Летчик вспоминал: «Безропотность конструктора как рукой сняло. Заспорил невероятно и в заключение прибег к излюбленному приему: виноват Стефановский, он — консерватор, боится нового, на старье куда спокойнее летать. Под “спокойнее” явно подразумевалось “безопаснее”. Взорвался и я». Испытания были прекращены, и невиданный еще бомбардировщик-крыло остался неосуществленной мечтой Бориса Ивановича.

Четырехмоторный самолет-крыло весом в 100 тонн и размахом более 50 метров

БЕСХВОСТЫЙ РАКЕТОПЛАН

Сергей Павлович Королев — будущий Главный конструктор космических кораблей, а тогда делавший свои первые шаги в ракетной технике, решил превратить планер «БИЧ-11» в ракетоплан. В крыле можно было удобно разместить топливные баки и ракетный двигатель. Его огненная струя не угрожала бы хвостовому оперению, поскольку последнего просто не имелось.

Но ракетные двигатели работали тогда еще очень ненадежно. По этой причине так и не удалось переделать летающее крыло в ракетоплан.

Перед войной Черановский еще успел построить гоночный бесхвостый самолет «БИЧ-21». Он развил скорость более 300 километров в час, что для того времени было немало. Наверное, мог бы и больше, но вскоре началась война, и стало не до рекордов.

Не все самолеты Черановского вышли удачными. Но идея оказалась верной. Доказательством служат нынешние скоростные самолеты. Многие из них созданы именно как бесхвостки, а некоторые — и в виде летающих крыльев.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»