Февраль 2012 года

Журнал Костер. Февраль 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




10 февраля — День памяти АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА (1799–1837)

Валерий Павлович Леонов. Всемирный клуб петербуржцев

У нас в гостях директор библиотеки Российской академии наук (БАН), доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры России, член Всемирного клуба петербуржцев Валерий Павлович ЛЕОНОВ.

Иллюстрации к $laquo;Евгению Онегину» К. Севастьянова

— Валерий Павлович, в прошлую нашу встречу, в сентябре 2011 года, Вы говорили о чтении как о путешествии души. И назвали главной в своей жизни книгу Пушкина «Евгений Онегин»…

— Да, всё так. Не случайно в романе «Евгений Онегин» слово «душа» употребляется 773 раза. Помните, как влюбленная Татьяна приходит в дом Евгения? «Везде Онегина душа себя невольно выражает». В этой книге много ответов, на все вопросы. Нужно только уметь читать. Ведь видов чтения есть множество. Поверхностное, учебное… И чтение профессиональное, постигающее внутреннюю энергетику произведения. Чтение как инструмент познания. Вот вы, читая, задумывались, сколько лет Татьяне при первой встрече с Онегиным? А это есть в контексте! Татьяна у Пушкина — девочка-подросток. И почему Ларина? Потому что в ней — русская душа, душа дома, «лары» — это хранители домашнего очага. Или любимый вопрос экзаменаторов: какое у Татьяны было отчество? Надпись на могиле ее отца: «Смиренный грешник Дмитрий Ларин». Значит — Татьяна Дмитриевна… Или дата дуэли Онегина с Ленским. Точного числа в тексте нет. Но и это можно узнать! Именины у Татьяны — 25 января. Весь следующий день Евгений проспал. Значит, дуэль — 27 января. Или, например, в конце восьмой главы появляется «злая минута» — над ее разгадкой я размышлял полтора года. Более того, ведь Пушкин предлагает нам самим дописать свой роман, оставляя открытый финал… Чтение — это всегда сотворчество, всегда работа не только писателя, но и читателя. Работа души. Диалог с автором в процессе чтения обогащает читателя духовно. В свою очередь, истинно талантливое произведение с каждым новым его прочтением становится прекраснее.

— А можно ли говорить о чтении как о тайне творчества?

— Безусловно! Это одна из тайн творчества. Чтение предполагает способность, умение вместить весь необъятный мир — с прошлым, будущим и настоящим — в свернутые формы времени и пространства. Это как стрела, бьющая в цель и летящая вечно. Символ предельной концентрации Вселенной. При чтении этот сгусток времени и пространства — зернышко «протоматериала» — превращается во всеобъемлющий Космос. И возникает эффект симультанности — в момент чтения на данной странице оживают события, времена, пространства других временных эпох. И читатель постигает мир во всей его распахнутости, безмерной широте. Ребята могут мне поверить: за книжными знаками скрывается бесконечность. Но чтобы познать ее, необходимо приложить некоторые усилия. Подключить свое воображение, память, опыт. Ведь чтение — это всегда воплощение самого себя.

Иллюстрации к $laquo;Евгению Онегину» К. Севастьянова

— Вы говорите о книге, как о живом существе…

— Книга таинственно, загадочно возникает «из самого» автора, получает самостоятельную жизнь, становится личностью и, как всякое живое существо, живет, действует и участвует в рождении нового — например, в создании духовной атмосферы. Книга помогает открыть двери будущего. Поэтому эпоха Гутенберга не может закончиться — она навсегда стала частью ныне существующей книжной культуры.

Иллюстрации к $laquo;Евгению Онегину» К. Севастьянова

Силуэты К. Севастьянова

"Татьяна русская душою..." Сочинение Далее

"...Я так люблю Татьяну милую мою..." Сочинение Далее




Николай Харлампиев
Главный редактор

Страничка автора

НОВОСТИ САЙТА

"Уж небо осенью дышало..."

Золотая осень
Стихи об осени