Когда пришла человеку
мысль — петь вместо того, чтобы говорить? Мысль возникла
не вдруг. Считается, что опера
как жанр родилась в Италии, во
Флоренции, в конце XVI века,
а одним ее реформаторов был
итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Он создал и
первый в Европе оперный театр — в Венеции, в 1607 году.
Но как сильно отличались
первые оперы от нынешних!
Долгое время это был просто
драматический спектакль, в
котором герои в определенные моменты пели романс или
арию, чтобы поведать зрителю о своих чувствах, мыслях,
намерениях. Отпев, актеры
переходили снова на обычную
речь. Потом композиторы решили и эти связующие тексты
произносить под музыку. Тексты произносились нараспев,
а клавесин или арфа отбивали
аккорды. Такие распевные тексты назывались речитативом.
Были «речитативы секко» (по-итальянски «сухой») и речитативы, шедшие под оркестровый
аккомпанемент. Включали в
оперу и танцы. Текст для оперы
назывался либретто.
Почему же люди решили заменить речь пением? Во-первых,
музыка погружает человека в
прекрасный мир — мир звуков
и чудесных мелодий. А во-вторых, музыка умеет выразить
то, что в словах не всегда выразишь — это чувства, это страсти,
это тончайшие эмоции. Многие
народы испокон веков выражают себя через песню, через
мелодию. Опера не случайно
родилась в Италии. Итальянцы
всегда были поющим народом.
До сих пор лучшие в мире голоса — итальянские; лучших в мире певцов нам дает Италия…
В начале XIX века речитатив
стал исчезать из оперы, весь
текст композиторы стали класть
на музыку. Из драматического
спектакля с пением опера превратилась в музыкально-драматический спектакль. Появилось
понятие «музыкальная драматургия».
Опера полюбилась публике с
первого своего появления. Опер
стали писать так много, что сегодня историкам не собрать
даже их названия, не говоря о
либретто или музыке. Оперы
писались самые разные — историко-драматические, романтические, бытовые, сказочные,
лирические… Рождались виды
оперных представлений — опера-балет, опера-феерия, опера-водевиль, опера-пародия.
В Италии в начале XVIII века
соперничали опера-сериа
(то есть «серьезная опера»)
и опера-буффа, то есть опера
комическая, веселая («буффа» по-итальянски — «шутка»). И писали эти оперы
композиторы очень серьезные и известные — Монтеверди, Скарлатти, Россини,
Беллини, Люли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Глюк, Моцарт… Многие их оперы
ставятся до сих пор: «Дон
Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский
цирюльник» Россини…
В Россию опера пришла только в начале XVIII века, привезли ее сюда итальянские
оперные труппы. Долгое время
итальянская опера была у нас
законодательницей музыкальной моды — русской оперы еще
не было. Она появилась в конце
того же века. Среди первых русских композиторов — Фомин,
Матинский, Кавос… Эти имена
мало кому сегодня известны.
А вот оперу Глинки «Иван Сусанин» и оперу Даргомыжского
«Русалка» знают все. XIX век –
это «золотой век» русской оперы. «Князь Игорь» Бородина,
«Борис Годунов» Мусоргского,
«Садко» Римского-Корсакова,
«Евгений Онегин» Чайковского — сегодня это признанные
мировые шедевры. И таких шедевров было создано в России
немало.