Бриги и бригантины — легкие,
небольшие парусные корабли.
И у брига, и у бригантины по
две мачты. Отличие в парусах — бриг несет прямые паруса
на обеих мачтах, а бригантина — только на первой.
Военные бриги и бригантины применяли для разведки и
посыльной службы. В мирное
время они охраняли морские
границы и перехватывали контрабандистов. Вооружение этих
кораблей невелико — у брига
обычно было 18–20 пушек, а у
бригантины и того меньше.
Но в руках умелого и опытного командира и такой, слабый,
на первый взгляд, корабль
мог быть грозным оружием.
В 1829 году черноморский бриг
«Меркурий», проводя разведку,
столкнулся с турецкой эскадрой. Ветер был невыгодный
для «Меркурия». Два турецких
линейных корабля нагнали русский бриг и открыли по нему
огонь. Турки рассчитывали на
легкую добычу. Но не тут-то
было — наш бриг, которым командовал капитан-лейтенант
А. И. Казарский, несколько
часов отважно отбивался от
врага и сумел повредить мачты
на обоих кораблях, вынудив их
отказаться от погони. У «Меркурия» было 20 пушек, а у турецких кораблей на двоих — 184
орудия!
Бриги участвовали и в научных плаваниях. Например, на
бриге «Новая Земля» выдающийся географ Федор Петрович
Литке совершил четыре похода
вдоль берегов Арктики.
Бригантина несколько меньше брига. Эти быстроходные
парусники с давних пор стали
символом морской романтики. Современные любители
парусной старины нередко
строят стилизованные бриги и
бригантины, совершают на них
далекие морские походы.
В известной песне П. Когана
бригантина поднимает паруса
«в флибустьерском дальнем синем море». Флибустьеры — это
английские и французские пираты XVII столетия, имевшие
особые королевские жалованные грамоты на право грабежа
испанских галеонов с золотом.
Действительно, поворотливые и легкие на ходу бригантины нередко использовались
морскими разбойниками. Например, жестокий пират Бенито де Сото, грабивший суда
в Южной Атлантике в тридцатые годы XIX века, ходил на
бригантине, которая называлась «Мрачная шутка». И само
слово «бригантина» происходит от французского слова
«brigand» — «разбойник», а не от
слова «бриг», как можно было
бы подумать. Дело в том, что
первоначально бригантинами
называли легкие суда Средиземного моря, на которых
корсары Алжира и Туниса в
XV–XVII столетиях нападали
на французских, испанских и
итальянских купцов.
Но, конечно, неверно было
бы связывать образ бригантины только с пиратством. Большинство бригантин и бригов
были честными морскими тружениками и воинами.