Ноябрь-декабрь 2011 года
…
В прошлом выпуске Тамара Журавова спросила о русском гербе, на котором присутствует изображение сердца. Этот герб принадлежал Александру Даниловичу Меншикову, любимцу Петра Первого. Он одним из первых в окружении царя получил графский, а затем и княжеский титул. Графом Священной Римской империи германской нации поручик бомбардирской роты гвардии Преображенского полка Александр Меншиков стал в 1702 году. Русский посол в Вене князь П. А. Голицын лично просил об этом императора Леопольда I. Действовал Голицын по распоряжению канцлера Ф. А. Головина, а Головин — по приказу самого царя Петра.
Новому графу, конечно же, потребовался родовой герб. К сожалению, графский герб Меншикова затерялся во тьме веков, но то, что он существовал — не вызывает никаких сомнений. Скорее всего, именно он был взят за основу княжеского герба Александра Даниловича. А князем Меншиков стал 13 апреля 1705 года, по решению императора Иосифа I, сына императора Леопольда. Тогда же на гербе царского любимца появляется коронованное сердце.
Сердце символизировало преданность Александра Даниловича своему царю и другу, а заодно намекало на прозвище, данное Петром Меншикову еще в юности — «Herzenkind», «дитя сердца». Кстати, сам Меншиков подписывал письма, адресованные Петру, так: «От всего моего верного сердца». Интересно, что это сердце можно встретить на некоторых бело-синих керамических плитах в интерьерах Меншиковского дворца на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Кстати, не зря Петр называл Меншикова «рукой своей верною, но вороватою». С голландскими изразцами, которыми украшены стены Меншиковского дворца, вышла почти детективная история. Александр Данилович узнал, что Петр ждет из Голландии — для украшения своего Летнего дворца и Монплезира – необыкновенную плитку, из которой можно дивные картины по стенам выкладывать. Особо не раздумывая, Меншиков эти корабли с грузом украл. Получив об этом донесение от недругов Александра Даниловича, которых у царского любимца было немало, Петр едва не умер от удара. Проболев с неделю, царь приказал Меншикову все изразцы вернуть под угрозой смертной казни. Но хитроумный Меншиков быстро нашел выход: он пригласил мастеров из Дельфта и наладил российское производство плитки под Петербургом. Царь инициативу оценил, голландские плитки Меншикову оставил, но плиточную мануфактуру отобрал. Хотя во дворце Меншикова наряду с голландскими сюжетами на плитках можно встретить также изразцы и с героями русских народных сказок…
Под балконом Меншиковского дворца был укреплен княжеский герб с изображением сердца — единственной в русском гербовнике эмблемой подобного рода. Надпись на латыни гласила: «Virtute duce, comite fortuna». Что значит: «Под руководством храбрости, в сопровождении счастия» (или «Ведомый храбростью, сопровождаемый счастьем»). Слова эти как нельзя лучше характеризуют биографию Меншикова. В отличие от «новой знати», которая стремилась утвердить свою значимость титулами и гербами, Меншиков свой герб заработал честно — в тяжелых сражениях Северной войны, хотя, конечно, и не без участия счастья.
В Конкурсе геральдистов «Береги честь смолоду!» победу одержали: Настя ПЕТРОВА и Тамара ЖУРАВОВА (школа-интернат № 67, Санкт-Петербург). ПОЗДРАВЛЯЕМ!