

Лед

На родине короля сказок

Найти свой путь

Море тебя ждет

За мелом

Открытое письмо Эдуарда Успенского

Клуб - это очень большая семья!

Путешествие третье

Викторина о Льве Толстом

Путешествие в неведомое

Все, сказанное о Чернышеве, относится к Клейнмихелю

Прекрасное мгновенье

Конкурс БУДНИ И ПРАЗДНИКИ

Моя школа на краю земли

Прививка от серой жизни

Зачем к нам приходят сказочники?

Вам письмо, месье Перро

Праведный воин

Жил отважный... царь!

Жил отважный... генералиссимус!

Жил отважный... полковник!

Подводное легкое

Веселый органист

Елочные бусы

Не кричите на улице!

Добрые бабушки

Привет от Деда Мороза

Башни или туры

Азы пневмоники

Диск или винтовка?




Подводное легкое

Куда хочется сбежать в непогоду? Конечно — к теплому морю, чтобы заглянуть в его сказочные глубины. «Нырять, — писал знаменитый исследователь океанских тайн Жак-Ив Кусто, — безопасно, нырять увлекательно, я не знаю другого занятия, которое так вознаграждало бы человеческую любознательность...» Между прочим, безопасным ныряние стало как раз благодаря Кусто. Именно он в 1943 году в содружестве с Эмилем Таньяном создал акваланг («подводное легкое»).

Раньше ныряльщикам просто приходилось задерживать воздух. Первый рекорд погружения показал в 1983 году француз Жак Майоль, достигший глубины в 105 метров и поднявшийся на поверхность за 3 минуты 14 секунд. Но уже в 1996 году кубинец Франсиско Реррейра Пипин достиг, задержав дыхание, глубины в 133 метра.
В Японии существуют так называемые «морские девы» («ама»). Вот уже 2000 лет они ныряют на глубину в 15-24 метра. Ама страдают от профессиональной болезни — с возрастом их ждет поражение легких и глухота. Ловцы жемчуга с тихоокеанских островов опускаются на глубину в 45 метров. Плата за погружение — болезнь таравана, в переводе — «чудак». Таравана выражается головокружениями, параличом, а при сложном течении ведет к смерти. Страдают недугами и рекордсмены среди ныряльщиков — греческие охотники за губками, погружающиеся на глубину до 56 метров.
Связаны все эти болезни с особенностями работы легких. Уже при погружении глубже 40 метров легкие (а их объем на поверхности — 7,5 л) сжимаются до 1,5 л. При дальнейшем погружении грудная клетка сжимается, а диафрагма вдавливается в грудную полость. Поэтому над проблемой «подводного легкого» бились многие изобретатели.

Одним из первых проект оригинального дыхательного прибора предложил итальянец Джованни Альфонсо Боралли в 1682 году. Изобретатель предлагал пловцу, облаченному в специальный костюм, брать сжатый воздух с собой — в специальном сосуде. Сосуд, который был одновременно и шлемом со смотровым окном, и резервуаром для воздуха, укрепляли за спиной ныряльщика. Использованный воздух выдыхали через трубку.
Русский изобретатель-самоучка Ефим Никонов в 1719 году придумал для водолаза кожаный костюм, бочонок с окном-иллюминатором и противовесу. Воздух находился в бочонке, но было его не так уж много, поэтому погружения были не очень долгими.
В 1860 году появился дыхательный аппарат, похожий на современный, французов Бенуа Рукейроля и Огюста Денейруза. К спине водолаза прикреплялся резервуар, в который с поверхности по шлангу подавался воздух. Назвали аппарат аэрофором.
У нас производить акваланги в массовом порядке стали с 1957 года. Первые конструкторы — А. И. Солдатенков, Ю. В. Китаев и А. И. Гнамм. Автономный воздушный морской акваланг (АВМ-1) состоял из воздушных баллонов емкостью в 7 литров, запаса воздуха хватало на час работы под водой. Но акваланги постоянно совершенствуются, позволяя человеку погружаться все глубже и оставаться под водой все дольше.