В конце XIX века миллионер
из Сан-Франциско, который не
видел Венеры Милосской, но
был наслышан о ней, захотел
иметь копию. Когда же наконец
скульптуру привезли — миллионер остолбенел. У Венеры не
было рук! Он подал в суд на компанию, доставившую статую, и
суд вынес решение: за отломанные у статуи руки компания
должна расплатиться с заказчиком.
Многие годы шли споры о руках Венеры. Одни утверждали,
что правой рукой она придерживала ниспадающие одежды, другие говорили, будто левой
рукой она держала щит, а третьи
уверяли, что в руке у Венеры
было яблоко. Некоторые считали необходимым приделать
Венере руки и даже… крылья.
Впрочем, курьезы продолжаются до сегодняшнего дня. Если в первой половине XIX века
находилось много охотников
разыскивать руки знаменитой
Венеры на острове Милос, это
объяснимо. Но когда теперь в газетах появляются заметки, что
в том или ином месте Италии
найдены правая или левая рука,
а иногда и обе руки Венеры, поверить этому может только истинный невежда.
А теперь — о приключениях
Венеры Таврической.
Собирать произведения искусств в России начал Петр I и
не жалел для этого ни хлопот, ни
денег. В 1718 году капитану Кологривову, который повез в Италию
юношей для обучения наукам и
искусствам, Петр наказал покупать картины и скульптуры.
Кологривов был человеком образованным, он учился за границей и хорошо понимал, что
от него требуется. В Риме он
узнал, что один человек выкопал на своем участке античную
статую, пошел на нее посмотреть и уверился, что скульптура прекрасна. Казалось, Венера
собралась купаться, и уже сбросила одежды, но не успела войти
в воду, повернулась на чей-то
зов, да так и застыла на века.
Кологривов купил статую,
тут же отвез ее к реставратору
и послал царю радостную весть
о мраморной богине. В России
не было ни одной античной
скульптуры! Только рано он
ликовал. Губернатор Рима запретил вывоз художественных
сокровищ, а, проведав о статуе,
арестовал и реставратора, и саму
Венеру.
Кологривов заболел от огорчения, но царь Петр не сдался, он
решил действовать через папу
римского и попросил у него
мраморную богиню в обмен на
мощи святой Бригитты, почитаемой католиками святой. Эти
мощи достались русским в качестве трофея в завоеванном у
шведов Ревеле. Папа не хотел
расставаться со скульптурой,
но испугался скандала. Католический мир не простил бы,
если б папа римский предпочел
языческую богиню, которую
народ ругал «белой дьяволицей», священным останкам.
Обмен состоялся. Со всяческой осторожностью Венеру
везли морем, потом, в специально для нее изготовленном
возке, — сушей, затем снова морем, пока в 1720 году она не
прибыла на берега Невы, в Петербург. Здесь «госпожу Венус»
торжественно встретили, установили в дубовой галерее в Летнем саду и устроили в ее честь
пышный праздник: гремели
пушки, плясали наряженные
античными богами актеры, а
в небе расцветали россыпи «потешных огней» — фейерверк.
В России не привыкли к обнаженным статуям, так что возле Венеры пришлось выставить
караул, чтобы, не дай бог, камнями не забросали. А она стояла
в чужом северном краю все такая же спокойная и величавая,
словно прислушивалась к далекому зову своей родины…
Впоследствии Венера была
подарена князю Потемкину
Таврическому, получившему
этот титул за присоединение
к России Крыма (Тавриды) и
хранилась в Таврическом
дворце. Поэтому ее назвали — Таврической. А в зал
петербургского Эрмитажа
она попала в 1850 году.