Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2014 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




И эхо таинства за шелестом кулис...

И эхо таинства за шелестом кулис...
Все работы хороши — выбирай на вкус

Мы привыкли, что цеха существуют на заводе — литейный цех, сборочный цех — и так далее. Но цеха существуют и в театре. Чтобы узнать о них, поговорим о том, как работает современный театр, кто помогает актерам и режиссерам делать спектакли, какие в театре существуют профессии.

Всякий театр делится на два подразделения — художественная часть и постановочная часть. В художественную часть входят актерская труппа, режиссерское управление и литературная часть. Актерская труппа — это актеры театра. Руководство труппой сосредоточено в режиссерском управлении — это заведующий труппой и режиссеры. А в литературной части, как правило, работает один человек (его называют сокращенно «завлит»), но на литчасти лежит одна из самых ответственных задач. Ведь завлит читает и отбирает пьесы, которые приносят в театр (а их бывает ой как много!), или выбирает из напечатанного; он обсуждает с режиссером репертуар, редактирует принятый к постановке текст, расписывает роли для актеров.

Постановочная часть ведает декорациями, которые изготавливаются в специальных мастерских по рисункам художника спектакля. Декорации должны легко разбираться и собираться. Утром в театре обычно репетиция, часов до четырех, а к шести вечера декорации должны стоять. Чтобы успеть это сделать, нужны умение и опыт. Собирают декорации опытные монтировщики (или рабочие сцены), а руководит ими главный машинист сцены.



Постановочная часть


Но в театре есть еще гримеры, костюмеры, осветители, и еще немало других профессий. Они тоже относятся к постановочной части и организованы в отделы. Вот эти отделы и принято называть «цеха» — гримерный цех, костюмерный цех, осветительный цех, радиоцех (или звукоцех). Гримеры гримируют артистов, костюмеры подбирают им костюмы, осветители устанавливают свет на декорации. Все это не такое простое дело. На сочинение грима или подбор костюмов уходят иногда недели, а то и месяцы. А сколько надо знаний и умения, чтобы изобразить на сцене рассвет или лунную ночь, осветить выгодным образом артиста? О сложности работы осветителя говорит и театральный термин — «световая партитура». Световая аппаратура в современном театре очень сложная, основана на электронике.

Ну, а «звуковую партитуру» спектакля придумывает звукорежиссер. Тут и музыка, и звуковые эффекты (гром, цокот копыт, выстрелы и тому подобное). Во главе постановочной части стоит заведующий, которого в театре называют «завпост». А постановочная часть и вся ее многосложная деятельность подчинены творческой воле режиссера, который ставит спектакль.

Но что значит «ставить спектакль», какова роль режиссера в театре, как работают театральные цеха — разговор об этом нам еще предстоит в следующем году.



Театральные ряды



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»