В этом году в Санкт-Петербурге сразу два знаменитых исторических корабля-музея — крейсер «Аврора» и ледокол «Красин» — отправились на ремонт
в док. Это хороший повод поговорить о том,
как вообще ремонтируются суда, как специалистам удается продлить им жизнь, а иногда — и вернуть исторический облик.
Соленая морская вода не щадит ни дерево, ни металл. На
корпусе судна поселяются водоросли, ракушки и сидячие
раки. Такие обрастания могут
весить до нескольких тонн и
сильно затрудняют движение
судна. Подводную часть судна
нужно осматривать и ремонтировать. Но как это сделать? Позвать на помощь водолазов?
Снарядить экспедицию на небольшой подводной лодке или
батискафе? Нет, для этого придумано особое сооружение — док на судоремонтном заводе.
Модель дока Цесаревича Николая во Владивостоке
(из собрания Центрального военно-морского музея).
Так же устроен док, в котором ремонтируются
«Красин» и «Аврора»
Постановка в док — сложная
операция, она занимает несколько часов напряженной работы команды и специалистов на
берегу. Судну приходят на помощь буксиры, которые заводят его в док и помогают встать
над стапельным местом (так
называют особое место для корабля на судоремонтном заводе).
Буксиров может быть несколько: один трудится в носовой
части, другой — в кормовой;
еще один-два могут следовать
рядом для подстраховки. «Красин» и «Аврора» — корабли-музеи, своим ходом дойти до
завода они уже не могут. Поэтому маленькие буксиры не
только завели их в док, но и доставили из Петербурга в Кронштадт. Буксировку ледокола
обеспечивали три буксира, а
крейсера — четыре!
Когда судно встало в док, закрываются особые доковые ворота, и начинается откачка
воды. Док осушается, и судно
на несколько недель или месяцев застывает в ремонтных
лесах. Сначала корпус корабля
осматривают и отмывают от
донных отложений. Затем наступает очередь пескоструйной
обработки — под действием
энергии сжатого воздуха мельчайшие песчинки удаляют со
всей поверхности металла старую краску, ржавчину и другие
загрязнения. После этого корпус и надстройку можно снова
красить и покрывать различными средствами, предохраняющими металл от повреждений.
Но перед покраской в случае необходимости заменяют листы
обшивки, ликвидируют вмятины и т. д. В доке могут заменить
палубные настилы, пришедшие
в негодность котлы, машины и
различные судовые устройства.
Когда ремонтные работы завершены, док снова заполняется
водой, приходят буксиры, и
отремонтированный корабль
покидает территорию судоремонтного завода.
А еще бывают плавучие доки. Когда в такое сооружение
заводят судно, док притапливают, заполняя водой систему
цистерн. Затем воду из цистерн
откачивают, и док
поднимается на поверхность вместе с кораблем.
Теперь при необходимости их
даже буксировать можно вместе.
История докования судов уходит в глубину веков. Мореходы
уже в античное время поняли,
что любой корабль требует ухода. После морского боя победители буксировали затопленные
корабли в сторону берега, где
рабы вытаскивали их на сушу,
заделывали пробоины либо
разбирали на лом.
В эпоху парусного флота суда
обычно ремонтировали без постановки их в док. Деревянные
парусники сильно страдали от
морской воды, и моряки часто
применяли килевание — наклон
корпуса корабля до появления
киля над водой. Делалось это
в удобной бухте. Для этого необходимо было посадить судно
на мель в отлив! Чтобы все проходило успешно, к подобным
операциям заранее готовили
определенные участки берега.
Такие участки стали называть
«килен-банки». Если ремонт не
был серьезным, достаточно было
кренгования — наклона судна
без выхода киля из воды. Парусник наклоняли с помощью
талей (подвесных грузоподъемных устройств) или фалов (страховочных тросов).
В крупных морских городах
суда ремонтировались рядом
с судостроительными верфями.
Архитектурные сооружения на
берегу служили еще и надежной защитой от возможного
нападения со стороны моря,
предохраняя, таким образом,
строящиеся и ремонтирующиеся корабли. Примером может
служить сохранившаяся до наших дней Доковая башня в Феодосии.
Дежурные капитаны
Маргарита ЕМЕЛИНА и
Михаил САВИНОВ