Ноябрь-декабрь 2014 года
…
Сохраним воду вместе!
ТЮЛЕНИЙ ДЕТСКИЙ САД
Под Петербургом, в Репино, помогают маленьким тюленям и нерпам, которые потеряли своих мам.
Помощь малышам обычно требуется весной. С конца февраля — в начале марта у морских млекопитающих начинается сезон размножения. Мамы — балтийские кольчатые нерпы — приносят потомство и выращивают своих детенышей на льду. Из снега и льда они строят логовища со стабильной температурой внутри, где прячут своих малышей, пока сами охотятся под водой. Детеныши рождаются с весом около 4 кг, самка выкармливает малыша в течение пяти-шести недель. Еще детенышей называют бельками, потому что они покрыты белой шерсткой, и благодаря этому на белом льду их трудно заметить. А врагов, готовых их съесть, много — это и лисы, и собаки, и большие хищные птицы. Есть и еще один — теплая зима. Из-за изменения климата не все зимы бывают холодными и снежными. Тогда лед образуется слабый, из которого построить убежище не удается. Иногда детеныши отрываются от своих мам из-за сильных ветров или потому, что не успевают скрыться вместе с мамой от проходящих судов. Без логовищ малыши не защищены от ветра и осадков, и могут погибнуть от переохлаждения.
Больных и травмированных щенков, раньше времени оторвавшихся от матери, принимает Центр изучения и сохранения морских млекопитающих, работающий на территории очистных сооружений петербургского Водоканала в поселке Репино.
Специалисты Центра — Вячеслав Алексеев и Елена Андриевская — начали заниматься реабилитацией морских млекопитающих в 2007 году и сначала оказывали помощь животным у себя дома. В 2013 году, в Год охраны окружающей среды, началось сотрудничество с петербургским Водоканалом. Кстати, познакомил зоологов с Водоканалом Невский Рак — герой Интернет-сайта Да-Вода. Невский Рак дружит со всеми, кто неравнодушен к природе и воде, и своими советами помогает беречь это природное богатство. Так вот, в Водоканале для работы с нерпами и тюленями, попавшими в сложную ситуацию, специалистам предоставили не задействованное в производстве административное здание на территории очистных сооружений в Репино. В 2013 году удалось спасти пять животных — двух балтийских серых тюленей и трех ладожских кольчатых нерп. В 2014 году, объявленном годом Финского залива в трех странах (России, Финляндии и Эстонии), работа была продолжена. В этом году с 15 марта по 16 июля были вылечены и выпущены на волю 29 животных — 23 балтийских серых тюленя и 6 кольчатых нерп.
На первом этапе реабилитации детеныши тюленей получают питание только через зонд: их кормят смесью селедочного фарша, рыбьего жира и электролитов, предотвращающих обезвоживание. Смесь для кормления тюленей готовят на кормокухне. Питомцы должны получать только лучшую и свежую сельдь и салаку — это очень важно для максимально быстрого восстановления здоровья слабых и больных животных. На следующем этапе реабилитации питомцев учат самостоятельно есть рыбу (сначала принудительно, а потом — из рук человека), готовят к самостоятельной жизни на воле. Перед выпуском их учат брать рыбу прямо из воды, отучают от присутствия человека. К человеку они должны относиться с недоверием и даже проявлять некоторую агрессию.
НЕРПЫ — ПАЦИЕНТЫ СЕЗОНА 2014 ГОДА
Пейпия — самка балтийской кольчатой нерпы, поступившая на реабилитацию 24 марта из Соснового Бора. До полусмерти перепуганный белек необычного шоколадного окраса сидел под железобетонной конструкцией на городском пляже. Оттуда его извлекли сотрудники МЧС, которые и передали щенка спасателям. Имя нерпа получила в честь реки Пейпии, которая берет свой исток в Копанском озере (Кингисеппский район Ленинградской области) и впадает в Финский залив.
Помощь ластоногим — это совместный проект НП «Центр реабилитации морских млекопитающих Ленинградской области», петербургского Водоканала и коммуникационного агентства «2PR». Участие Водоканала в спасении обитателей Балтийского моря стало продолжением многолетней работы, которую предприятие проводит по защите Балтики. За последние годы Водоканал многое сделал для улучшения состояния Финского залива: значительно сокращен сброс неочищенных сточных вод (с октября прошлого года в Петербурге проходит очистку 98,4 % стоков), на всех очистных сооружениях внедрены технологии удаления фосфора и азота (именно фосфор и азот вызывают активный рост сине-зеленых водорослей). Все это позволило сделать среду обитания нерп и других морских животных более комфортной. |
Малышка Пирлипат — самка балтийской кольчатой нерпы, с подвидом которой зоологи не сразу смогли определиться: по поведению и внешнему виду она скорее напоминала ладожскую нерпу. Пирлипат поступила на лечение 28 марта из Кронштадта. Щенок просто тихо ждал своей смерти, сидя на дамбе, пока птицы расклевывали ей глаза. Зоологам удалось спасти ей зрение и вылечить все ранки от поклевов на голове. Свое имя самочка получила в честь героини сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Малышка Ханге — самочка балтийской кольчатой нерпы, которую нашла в парке Дубки в Сестрорецке местная жительница. Случилось это 31 марта. Когда зоологи перевезли малышку в центр, от нее все еще пахло молоком, а родилась она буквально пару дней назад. Нерпенок все время плакал и звал маму, и чтобы ее успокоить, зоологи давали ей бутылочку со смесью — правда, не молочной, а рыбной. Имя Ханге — это сокращение от названия острова Хангелода в Финском заливе.
Систа — самка балтийской кольчатой нерпы, поступившая на лечение 4 апреля. Ее достали из воды у Первого Северного форта в Кронштадте. Щенок был сильно истощен, и поначалу специалисты опасались за жизнь нерпы. Свое имя нерпа получила в честь реки Систы в Ленинградской области, которая вытекает из Коростовицкого озера и впадает в Финский залив.
Котлин — самец балтийской кольчатой нерпы, принятый на лечение 14 апреля. Щенка нашли на военной пристани в Кронштадте сотрудники Водной спасательной станции № 21 Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга и передали в руки специалистам. Имя щенок получил в честь острова Котлин, на котором и расположен город Кронштадт.
ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХЦентр изучения и сохранения морских млекопитающих работает на территории очистных сооружений петербургского Водоканала в поселке Репино. Телефон горячей линии: 699-23-99 (круглосуточно) Что делать, если вы увидели детеныша тюленя: 1. Не обнаруживайте своего присутствия и не пугайте животное. 2. Сообщите о вашей находке сотрудникам Центра или МЧС. 3. В случае необходимости (видны открытые раны, животное сильно истощено или имеет неестественное положение конечностей) ограничьте доступ животного к открытой воде, предпримите меры для защиты тюленят от птиц и бродячих собак. 4. Дождитесь приезда спасателей. 5. Не пытайтесь самостоятельно выкармливать детенышей и оказывать ветеринарную помощь. |
Мекёрикке VI — самец ладожской кольчатой нерпы, спасенный 27 марта с камня в реке Смоленке прямо возле станции метро «Приморская», практически в центре Петербурга. Щенок был сильно ослаблен, в центр поступил с серьезным истощением и температурой.
После выздоровления, 16 июля, балтийских кольчатых нерп выпустили в Финский залив. Незадолго до этого — 13 июля — самца ладожской кольчатой нерпы — в Ладожское озеро. А в июне в центре состоялся самый массовый выпускной, когда на волю выпустили сразу десять животных — балтийских серых тюленей.
Балтийская кольчатая нерпа (Pusa hispida botnica) обитает в Ботническом, Рижском и Финском заливах Балтийского моря. Эти группы животных живут обособленно и не контактируют друг с другом. Численность локальной популяции кольчатой нерпы Финского залива составляет сегодня всего 200 особей и находится на критически низком уровне. В 1970–80-е годы в Финском заливе обитало около 4 тысяч животных.
А всего в нашем регионе обитают три вида морских млекопитающих: ладожская нерпа, балтийский серый тюлень и балтийская кольчатая нерпа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
КАК ОТЛИЧИТЬ НЕРПУ ОТ ТЮЛЕНЯ?
Кольчатая нерпа
Строго говоря, кольчатые нерпы — это тюлени, и серые тюлени — тоже тюлени. Но далеко не все тюлени — это нерпы. У нас водятся два подвида кольчатой нерпы и один подвид серого тюленя, и, несмотря на очевидные различия, их постоянно путают! Итак, отвечаем.
Нерпы более маленькие: выкормленные самкой щенки балтийского подвида достигают массы 20–23 кг, а ладожского подвида — 15–17 кг. Новорожденные щенки в длину — около 45–65 см, а их масса 4,5–6,5 кг у балтийской нерпы и 4,5–5,5 кг у ладожской нерпы. Шерстка у перелинявших нерп темно-коричневого или почти черного цвета со светлыми колечками (потому и кольчатая!), а мордочка узкая и коротенькая. И немного похожа на кошачью.
Серые тюлени в три раза больше (самостоятельные щенки достигают массы 35–55 кг, а новорожденные — 10–14 кг и 65–70 см в длину). Шерсть перелинявших животных серого цвета с темными пятнами или темно-серого цвета с ярко-белыми пятнами. А мордочка в профиль — длинная, вытянутая. Эти животные больше похожи на собак.
ЗАЧЕМ НЕРПЕ ХВОСТ?
Хвосты есть и у нерп, и у тюленей — коротенькие, похожие на купированные хвосты догов, только немного сплющенные сверху и снизу. Как и у всех млекопитающих, это продолжение позвоночника, поэтому они просто есть. В плавании никак не помогают, но отлично используются в качестве индикатора настроения животного. Если тюлень сильно возбужден и взволнован, хвостик держит пистолетом — строго вертикально. По этому же признаку зоологи понимают, кого из пациентов в самое ближайшее время ждут гигиенические процедуры.
ПОЧЕМУ БЕЛЬКИ БЕЛЫЕ?
На самом деле, белыми рождаются далеко не все бельки. Щенки серого тюленя в первые две недели жизни — пушистые, желтовато-белого цвета. Это нужно потому, что самка за детенышем почти не следит: покормит и уходит подолгу в воду — на охоту. А значит, малышу нужна маскировка. Все детеныши морских млекопитающих нашего региона появляются на свет в конце зимы — начале весны, а значит, вокруг полно белого снега (прошлая зима — не в счет). И светлая шубка тюленят — отличный пример мимикрии, то есть маскировки под окружающую среду. А вот большинство детенышей ладожских кольчатых нерп и некоторые детеныши кольчатых нерп Финского залива рождаются со светло-коричневой шубкой. Это тоже нужно для маскировки: нерпы выкармливают потомство на льду, а он бывает темного цвета.
ЗАЧЕМ ТЮЛЕНЧИКАМ ПОЛОТЕНЧИКИ?
В середине марта Центр реабилитации ластоногих объявил большой весенний сбор полотенец. И многие петербуржцы охотно откликнулись на призыв: уже через пару дней полотенчиков собрали вагон и малую тележку — хватит и нынешним пациентам, и на следующий год еще останется. Но многие продолжают недоумевать: зачем тюленям полотенца? Не вытираются же они ими после бани! Ответ простой: тюленятам и нерпятам, поступившим на реабилитацию, полотенца нужны для того же, для чего человеческим детенышам — пеленочки. Во-первых, с ними удобнее и проще поддерживать гигиену в боксах, где малыши живут первые дни без воды. Во-вторых, некоторые зверята любят в них укутываться и строить из них норки. А в-третьих, малыши с ними играют — кусают и царапают. Кстати, именно поэтому в Центре отдавали предпочтение махровым полотенчикам: они более прочные, и дольше выдерживают испытание длинными тюленьими коготками и острыми зубками.
ОТКУДА В НЕВЕ ТЮЛЕНИ?
В 2014 году все дело — в непрочном льду, так и не успевшем как следует замерзнуть за теплую зиму, и в сильных западных ветрах. В середине марта, после сильного шторма на Балтике, ледокольное судно Росморпорта передало самый первый в этом сезоне тревожный сигнал: несколько десятков новорожденных тюленят с самками стремительно несутся на расколотых льдинах через судопропускные сооружения петербургской дамбы — прямо в Невскую губу. Естественно, самки не смогли продолжить выкармливать потомство в таких условиях, и многие новорожденные тюленята остались слишком рано без родителей. Взрослые животные, очевидно, ушли обратно в открытое море, а малыши расползлись кто куда — от отчаяния, голода и холода, в поисках помощи.
Многих детенышей тюленей, ставших пациентами Центра реабилитации, нашли в Кронштадте. Один тюлененок проделал путь в три километра от берега и дополз до отбойника на Приморском шоссе в Сестрорецке. Кольчатую нерпу обнаружили на камне в реке Смоленке у метро «Приморская». А из-за одного тюлененка, плававшего в Неве прямо в центре Петербурга, едва не перекрыли движение на оживленной Адмиралтейской набережной. Кстати, это первый случай обнаружения в Неве детеныша балтийского серого тюленя. Раньше в городе находили ладожских кольчатых нерп — во время майского ледохода обессиленные щенки приплывали по Неве из Ладоги. Одного из прошлогодних пациентов Центра реабилитации ластоногих — детеныша ладожской кольчатой нерпы Мекёрикке IV — нашли уже в устье Невы, на одном из диких пляжей Парка 300-летия Санкт-Петербурга. За пару дней до этого его видели в Неве у Сампсониевского моста.
ИЗ ЧЕГО НЕРПЫ СТРОЯТ НОРЫ?
Нора нерпы представляет собой снежный купол, под которым лежит щенок. Также в норе находится лунка — для того чтобы мама-нерпа могла уходить через нее на охоту.
В 2014 году из-за мягкой зимы на Финском заливе и Ладожском озере не было достаточного количества пригодного для размножения этих животных льда. Сам лед был слишком тонким и к концу марта практически полностью сошел. Именно поэтому этой весной так много детенышей оторвались от своих матерей и чуть не погибли. Новорожденные нерпята и тюленята оказались не защищены от ветра и осадков и пострадали от переохлаждения. Также беспомощные щенки без крыши над головой легко могли стать добычей для хищных птиц и бездомных собак.
Кстати, в этом году повезло не только детенышам, попавшим в Центр реабилитации, но и нерпам, обитающим в озерной системе Сайма. Финские волонтеры помогли животным создать благоприятные условия для размножения: при помощи снежных пушек они увеличили количество снега на поверхности водоема и сами построили норки для нерп. Результат работы не заставил себя долго ждать: в искусственно выстроенных логовищах на свет появилось 30 детенышей сайменской кольчатой нерпы. Это существенный вклад: ведь всего ближайших родственников балтийской и ладожской нерпы в природе осталось не более трехсот.
ЧЕМ ПИТАЮТСЯ НЕРПЫ
В природе
В рацион разных подвидов кольчатых нерп входит до сорока видов рыбы. Балтийские кольчатые нерпы круглый год питаются преимущественно салакой, килькой и бычком. Зимой морские млекопитающие налегают на ракообразных — в частности, внушительную часть их рациона составляют равноногие рачки.
Арктические подвиды кольчатых нерп весной и летом едят навагу — небольшую тресковую рыбу, а к зиме переключаются на сайку. Ладожские кольчатые нерпы — ближайшие соседи балтийского подвида — предпочитают ряпушку, корюшку, окуня и ерша. А кольчатые нерпы Сайменского озера, эндемик Финляндиии, охотятся почти в полной темноте из-за огромного количества придонного ила в озере. Основу их рациона составляет ряпушка, корюшка, плотва и окунь.
Во время реабилитации
В реабилитационном центре в Репино щенков балтийских кольчатых нерп кормят салакой — балтийской сельдью. Эта рыба идеально подходит для животных по нескольким причинам: она достаточно питательна, и нерпы быстро набирают вес; она небольшого размера, и животные могут самостоятельно есть целые рыбины; она составляет основу их рациона в природе; салаку хорошего качества легко найти в продаже в Петербурге.
СОВРЕМЕННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ РАБОТЫ С МОРСКИМИ МЛЕКОПИТАЮЩИМИ
После окончания сезона реабилитации детенышей тюленей и нерп, который в этом году завершился 16 июля, Центр реабилитации ластоногих реконструировали. Теперь здесь создан не имеющий аналогов в России реабилитационно-исследовательский центр по работе с морскими млекопитающими Северо-Западного региона. Как рассказали сотрудники Центра, основатели НП «Центр реабилитации морских млекопитающих Ленинградской области» Вячеслав Алексеев и Елена Андриевская, появления такого учреждения они ждали почти десять лет.
В трех блоках Центр сможет принимать до 40 животных. Для вновь поступивших животных построен карантинный блок. Весь карантинный блок условно разделен на две части: две кормокухни, две смотровых, а боксы расположены таким образом, чтобы животные содержались отдельно друг от друга. Это необходимо для того, чтобы разделить животных из разных водоемов — Финского залива и Ладожского озера. Здесь же находится кабинет лабораторной диагностики. После того как животных вылечат и они наберут достаточный вес, их переводят в помещение физической реабилитации. Окрепшие нерпы и тюлени содержатся при уличной температуре, сами едят рыбу, заново восстанавливают двигательную активность, адаптируются к постепенно увеличивающемуся времени нахождения в холодной воде, обучаются охоте на живую рыбу. Еще один блок — адаптационные вольеры. Здесь животных готовят к выпуску в природу. За полтора-два месяца реабилитации тюлени привыкают к человеку, что неправильно: дикое животное должно оставаться диким. Именно поэтому тюлени на адаптационной площадке практически не видят людей. Большую часть времени они проводят в воде, но имеют также возможность и отдыхать «на берегу». Рыбу они получают из-за ширмы — это необходимо для того, чтобы животные не ассоциировали появление пищи с человеком.