(Окончание. Начало см. в «Костре» № 2, 5–6, 9 за 2014 год)
Двухходовые игры возникли в древности.
Из книги А. И. Куличихина «История развития русских шашек» (М., 1982): «В Индии
существовали различные игры. Наиболее
простыми из них были цейлонские типа
“скачек” на клетчатых досках 5х5, 7х7 и 9х8.
Постепенно от игр с одной и двумя фигурками появились игры с четырьмя фигурками.
Ходы одних напоминали ходы современных
пешек, другие ходили на третье от себя поле.
Было три вида фигурок с удвоенным ходом:
одни двигались в ортогональном направлении,
другие ходили в диагональном направлении,
третьи совмещали продвижение на соседнее поле
в ортогональном направлении с последующим
движением по диагонали, или наоборот. Это
были прототипы известных шахматных фигур».
Яркая двухходовая игра — «Башенная игра из
Ханоя». Ее описание приведено в книге «Stein
um Stein» (Берлин, 1983). Она могла быть предшественницей и столбовых шашек, в ней действуют составные фигуры. Игра проходит на
бесцветной доске 12х12, но можно играть и на
обычной. Способ взятия оригинален — снимают
фишки, когда наверху башни игрок создал «крышу» из двух своих шашек.
В 2012 г. опубликована новая двухходовая
игра «Победа». В этой игре используются шашечные и шахматные взятия (журнал «Костер»
№ 9–12). Вот одна из комбинаций черных (д. 1):
2. e5=f4 h2–g1
3. b8:h2 h2:h8
4. g1–d4 d4:h8
На доске осталась одна
черная дамка (h8).
На д. 2 приведен эндшпиль обычных
двухходовок из книги А. Шихера (с. 58).
Белые: а1 — дамка; с1, е1, g1 — пр.
Черные: h2 — дамка.
Белым для выигрыша потребовалось более 30 ходов. В игре «Победа» дамка
снимается мгновенно:
1. g1:h2 h2–g3.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.