После воцарения христианства языческих
богов свергли с пьедесталов: бронзовые статуи — переплавляли, мраморные — разбивали, и часто
они шли на изготовление извести. Много античной скульптуры оказалось погребенной в земле,
потому что она никому не была нужна. Прошли
тысячелетия, прежде чем Европа вспомнила об
античной культуре и занялась ее изучением.
Стало модным и престижным украсить дворец
или музей греческими и римскими статуями, а
потому их добывали и переправляли в разные страны, пока не появился закон, запрещавший увозить их из родных мест.
Двум Венерам — Венере Милосской
и Венере Таврической, богиням любви,
в XIX веке довелось испытать необычайные приключения, пока они не заняли
свои места в музейных залах Лувра и Эрмитажа. Эти скульптуры поражают гармоничной, возвышенной красотой. Если же вам
покажется, что красота эта холодна и бесстрастна,
вспомните, что у себя дома Венеры были иными.
Художники раскрашивали их, тонировали. Легкими прикосновениями втирали они в скульптуру
растопленные восковые краски, согревавшие и
оживлявшие мраморную белизну.
В апреле 1820 года, на греческом острове Милос (теперь — Мелос) в Эгейском море, молодые
офицеры французского флота Вуатье и Дюмон-Дюрвиль (впоследствии он стал знаменитым
мореплавателем и ученым) увидели статую Венеры, которую нашел крестьянин, пахавший
свое поле. Статуя была не просто хороша, это
был шедевр, и офицеры загорелись мыслью приобрести Венеру для Франции. Они взяли с крестьянина слово, что тот никому не продаст
скульптуру, оставили в задаток все свои деньги
и отправились в Константинополь, к французскому послу, чтобы договориться о покупке
статуи, которая станет гордостью Лувра. Но пока этот вопрос решался, о Венере стало известно
англичанам, голландцам и туркам, и они захотели заполучить скульптуру. Турки опередили
всех, ведь Греция в ту пору была под их властью.
Когда французская «Эстафета» подходила к гавани Милоса, чтобы забрать древнюю статую,
там уже стоял турецкий корабль, и к нему спешили люди — они тащили на носилках статую.
Французы оценили обстановку и решили отстоять Венеру во что бы то ни стало. «Эстафета»
направила пушки на турецкий корабль, а вооруженные матросы высадились на берег и силой
завладели статуей, однако в пылу борьбы не
уберегли ее, раскололи надвое. Говорят, и руки
ее тогда же были отбиты и утеряны, потому что
французы в большой спешке улепетывали на
корабль и снимались с якоря.
В мае 1821 года Венера, получившая по месту
находки название Милосской, заняла свое место
в Лувре. И снова ей поклонялись, как тысячи лет
назад, но уже не богине, а совершенному созданию человеческих рук и таланта, удивлялись
гармонии полуобнаженного тела и называли
эталоном женской красоты. Многие заказывали
копии Венеры Милосской, чтобы украсить свои
дома. Статуя вызвала такой ажиотаж во всем
мире, что случались поистине курьезные ситуации. Но об этом — в следующий раз.