Октябрь 2014 года
![Журнал Костер. Октябрь 2014 года Журнал Костер. Октябрь 2014 года](/images0/principal/10-14.jpg)
…
![Зеленые страницы Зеленые страницы](/images0/zelen.gif)
9 октября — Всемирный день почты
![«ПОЕЗД» ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ «ПОЕЗД» ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ](images10-14/zelen1.jpg)
В России с незапамятных времен существовали почтовые станции. Каждый крестьянин, живший в округе и имевший лошадь, должен был отработать на станции определенный срок. Позже, при Тишайшем царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, почтовые станции стали государственной собственностью и обслуживались штатными служащими. Почтовые тракты были разделены на примерно равные участки. Каждый из них имел почтовую станцию, которой заведовал смотритель. Он оформлял документы и отправлял почтовые тройки.
![Почта России Почта России](images10-14/zelen.jpg)
Тройки — чисто русское изобретение. О нем европейцы узнали в 1911 году на Лондонской Всемирной выставке. Было чему удивляться! По всеобщему мнению, все лошади в повозке должны двигаться одинаковым аллюром: идти шагом, бежать рысью или скакать галопом. А в русской тройке средней лошади полагалось бежать рысью, а лошади по бокам скакали галопом, картинно изогнув головы в стороны. Чтобы тройка выглядела красивее, лошади подбирались одной масти. Средняя лошадь (коренник) должна быть крупнее остальных. На нее ложилась обязанность выбирать дорогу.
![Тройка на почтовых марках Тройка на почтовых марках](images10-14/zelen2.jpg)
Ямщикам, работавшим на почтовых станциях, были отведены большие угодья под покосы на прокорм лошадей. На почтовых станциях круглосуточно дежурили почтальоны, готовые сию же минуту сесть в экипаж. Лошади дежурили в хомутах или в особой запряжке, которая позволяла усталую тройку просто отцепить от фельдъегерского экипажа и прицепить к нему тройку свежих лошадей. Это минутное дело, поэтому тройки скакали практически без остановки. Иностранцы удивлялись скорости: из Петербурга в Москву пассажиры и письма доставлялись за 36 часов. Ничего подобного в Европе не существовало. Там почтовые перевозки осуществлялись частными лицами без особой спешки.
Чтобы никто не мешал почтовым тройкам, ямщикам предписывалось подавать сигналы почтовым рожком, а всем экипажам на дороге следовало уступать почтовикам дорогу. Рожок — символ почты во многих странах Европы. Однако такой способ сигнализации на Руси не прижился. В морозы рожок мгновенно примерзал к губам. В гораздо большем почете были колокольчики, пользоваться которыми частным лицам запрещалось.
![Музей почтовой станции Музей почтовой станции](images10-14/zelen3.jpg)
Однако к запретам в России всегда относились с пренебрежением, и колокольчики снимали с дуг, лишь подъезжая к почтовым станциям.
Зато в праздничные дни к этой предосторожности не прибегали. И звон колокольчиков разливался по всей Руси! Почтовые дилижансы, появившиеся позже, постепенно вытеснили почтовые тройки, и «почтовая гоньба» была отменена, а почта стала перевозиться с меньшей скоростью.
Одна из старинных почтовых станций, причем именно та, что описана А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель», сохранилась до наших дней. Она находится на Киевском шоссе в селе Выра (отсюда и фамилия смотрителя — Вырин) примерно в 70 километрах от Петербурга. Сегодня она превращена в музей.