«…так она и поплывет!» — говорил в советском мультфильме капитан Врунгель.
В самом деле, судьбу корабля
его создатели нередко напрямую связывали с названием.
Особенно это было важно для
военных кораблей.
Имена судов торгового флота могли быть самыми разными — от названий морских, и не
только морских, птиц и зверей
до имен их владельцев. Имя
военного корабля должно быть
суровым и четким — на гордость
морякам и на страх врагу.
Когда строилась большая серия одинаковых кораблей, они
обычно получали и похожие
имена. Например, построенные
в Петербурге в 1830-х годах однотипные фрегаты назывались
по именам греческих и римских
богинь — «Аврора», «Паллада»,
«Диана». А серия подводных
лодок времен Первой мировой
войны носила названия хищных зверей — «Волк», «Барс»,
«Пантера», «Ягуар». И это действительно были грозные хищники моря, успешно топившие
вражеские суда на Балтике.
Корабль адмирала Нельсона
в Трафальгарском сражении
назывался «Виктория» — «Победа». Были корабли с таким
названием и в русском флоте.
«Победой», как известно, назвал свою яхту и капитан Врунгель, и не его была вина, что
надпись потеряла две буквы, и
яхта превратилась в «Беду»…
Нередко названия передавались из одного поколения
кораблей в другое. И, когда
старый заслуженный корабль
отправлялся на разборку, его
имя уже сияло на борту нового
морского труженика и воина.
Как правило, передавались
названия тех кораблей, которые прославили свое имя
в сражениях. Но так было не
всегда. Например, парусно-паровой корвет «Варяг» служил
в русском флоте много лет, не
раз совершал дальние походы,
однако никогда не участвовал
в войнах. А вот названный
в его честь крейсер времен
русско-японской войны стал
кораблем-героем, приняв бой
в корейском порту Чемульпо
с четырнадцатью кораблями
японской эскадры адмирала
Уриу. В свою очередь, имя «Варяг» унаследовали ракетные
крейсера советского флота.
Самые могучие из военных
кораблей и названия получали возвышенные и грозные, а
иногда и самые длинные!
«Властелин морей» — так назвали англичане огромный корабль, который они построили в
середине XVII столетия. Это был
первый в мире стопушечный
корабль. Позже его переименовали в «Державный властелин»
(«Ройал Соверин»).
«Властелин» очень долго находился в составе британского флота. Несколько раз его
перестраивали, а однажды он
едва не сгорел в пожаре. Уцелели лишь некоторые детали,
которые пошли в дело при постройке нового корабля с тем же
именем. Модель этого корабля
английский король в 1710 году
подарил Петру Великому.
По образцу «Властелина» русские корабелы построили такой
же огромный стопушечный корабль. Вот у него-то и оказалось
едва ли не самое длинное во
флоте название — «Собственность Его Императорского Величества»!