Февраль 2013 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
Почему отворачивается Нефертити?
Так почему же египетский мастер, тщательно прорисовав обводку обоих глаз прекрасной Нефертити и с величайшим старанием выполнив все детали бюста, оставил одну глазницу пустой? Почему Нефертити смотрит на нас одним глазом?
«За те сто лет, что Нефертити наш мир пленяет красотой, гипотез родилось немало о той глазнице — о пустой». Одни утверждали, что скульптура была учебным пособием. На примере двух разных глаз — «пустого» и со вставкой — мастер показывал ученикам разные стадии работы.
Другие полагали, что Нефертити страдала болезнью, поразившей левый глаз. А поскольку при царе Эхнатоне в искусстве возобладала любовь к правде, солгать насчет больного глаза Нефертити было никак нельзя.
Третьи же говорят примерно следующее. Нефертити, конечно, красавица. И ее раскрашенный бюст — несомненный шедевр. Но в мастерской Тутмоса были и другие скульптуры. Археологи извлекли из-под обломков 23 статуи — той же Нефертити, царя Эхнатона, их дочерей, некой «старой дамы», и других, не известных нам по имени обитателей Ахетатона. Хотите знать, как у них обстояло дело с инкрустацией глаз? Она отсутствовала. Так что исключением оказывается не левый, «пустой», глаз Нефертити, а как раз тот, который есть. Выходит, мастер умел, но не хотел вставлять глаза.
Потому что задачей его была не красота, а польза. Статуя создавалась не для украшения жилища, а для гробницы. Считалось, что в скульптуре обитал двойник человека — Ка. Именно о его вечной жизни больше всего заботились египтяне. Без надлежащей статуи у двойника Ка оставалось гораздо меньше шансов жить вечно. Так что скульптор оказывался одной из важнейших фигур на пути двойника к вечности. Не случайно, скульптор по-египетски назывался «санх» — «оживитель». Однако создать скульптурную оболочку, обиталище двойника, еще только полдела. У двойника были свои правила. Он поселялся в статуе с того момента, когда она обретала зрение. Вставка драгоценных камней в глазницы и магический обряд «отверзания» означали начало жизни Ка. С этого момента двойника полагалось кормить. Родные умершего или жрецы приносили в гробницы жертвы — разнообразную еду. Ее помещали перед статуей и через некоторое время убирали, переносили в другую гробницу, к другому двойнику. Первый не обижался. Сама по себе еда была ему не нужна, ему вполне хватало Ка-еды, ее двойника. И почему в таком случае не поделиться с соседом?
Египтяне были людьми практичными. До того как поместить статуи в гробницы, они старались не наделять их глазами и не оживлять. Ведь тогда статую надо было бы поить и кормить прежде времени. Скульптор создавал статую и готовил ее к будущему «оживлению» в собственной мастерской. Но совсем чуть-чуть не доделывал. Зачем ему лишняя забота? До того как заказчик захочет забрать статую, чтобы поместить в гробницу, скульптор оставлял ее без глаз. Или без глаза, как это случилось с красавицей Нефертити.
Рената Либина |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |