Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак утверждают, что
они — один двухголовый и четырехрукий писатель. Их книги
«Правдивая история Деда Мороза», «Время всегда хорошее»,
«Бежим отсюда», «Гимназия № 13» и множество других очень
любимы школьниками и взрослыми. Мы расспросили
этих вдвойне веселых и умных авторов о секретах
писательского мастерства
и истории создания некоторых книг.
ОДНА голова хорошо, а ДВЕ это — гораздо БОЛЬШЕ!
— Вы очень популярны в России и Беларуси,
даете множество интервью. Почему же в Википедии на вашей страничке сведения только об
образовании и премиях? Как вы считаете, писатель — это закрытый человек, и ничего, кроме, книг знать о нем не надо?
Евгения Пастернак: Еще 14 лет назад, когда мы
только начинали писать, я бы сказала, что да — писатель должен быть закрыт. Я вообще собиралась писать под псевдонимом, правда, издатели
мне этого не позволили. Пастернак — это ведь моя
настоящая фамилия, да еще я — Евгения Борисовна, и мне казалось, что выступать как писатель
под таким именем, мягко говоря, самонадеянно.
Со временем я поняла, что растащить в стороны
эти понятия — я и мои книги — невозможно. Что
бы мы ни писали — все равно пишем про себя, мы
на всех страничках, во всех сюжетах.
— Большинство ваших книг посвящены школе.
Какие ваши личные воспоминания о вашем детстве, учебе вошли в книги?
Андрей Жвалевский: Книга «Я хочу в школу» — это наши мечты о школе. Там описана школа,
в которую дети бегут утром с криками «Не хочу
я спать, хочу скорее учиться!», «Ай-яй-яй, завтра начинаются каникулы, какой кошмар!
Все каникулы я буду проводить
в школе, потому что там классно!». И в то же время это действительно воспоминания — правда, не мои, а
Евгении — о школьной жизни в 90-е годы, когда к
ним пришел молодой директор и учеба два года
была просто феерической.
А еще одно описание реальной школы — в книге «Время всегда хорошее» — вернее, в половине
этой книги, потому что действие происходит
в двух временах — в прошлом и в будущем. Мальчик из 1980 года переносится в современность — в 2018 год, а девочка из 2018 года — во времена
мальчика, где описываются мои кровные воспоминания о школе в городе Гродно, в западной
Беларуси. И в остальных наших книгах школы
тоже очень много, но это уже истории наших детей. К слову, у меня трое детей, а у Евгении Борисовны — двое (и да — мы не муж и жена, как
думают многие, мы — соавторы!).
— А в чем плюсы и минусы совместного творчества?
Евгения Пастернак: Минусов нет! Одна голова
хорошо, а две — это гораздо больше, всегда
можно посоветоваться.
И главный плюс в том, что мы — разного пола
и можем писать про мальчиков и девочек с большой степенью достоверности. Сколько я ни пыталась что-то выдумать про мальчиков, приходит
Андрей, читает, смеется, все перечеркивает и делает по-своему. Например, в последней книжке,
которую мы только пишем и еще никому не показывали, есть момент спора между мальчиками.
Окончание разговора я попросила написать Андрея — я не понимала, что они должны говорить.
И в результате он дописал только одну строчку:
«Ян не выдержал и бросился на Костю с кулаками». Этим закончился разговор.
С другой стороны, Андрей не любит писать про
«девочкины мечты» — потому что не знает как.
— Советуетесь ли вы со своими детьми, когда
пишете книги?
Андрей Жвалевский: Да, и очень часто, ведь
дети их возраста — наша целевая аудитория. И были
такие ситуации, когда их мнение многое меняло.
Например, мы отправили Жениной 16-летней
дочке почти дописанную третью книгу «52 февраля», и получили ответ: «Ну, ничего такая книжка. А происходить что-нибудь будет?» И мы
поняли, что переписывать надо все, и что подростку очень важен сюжет, а не рассуждения. Так
дочь Евгении Борисовны загубила три месяца
работы.
— Интересно, что у вас есть своя собственная
фокус-группа — больше тысячи читателей, которые могут первыми прочесть ваши книги
еще в рукописи и высказать свое мнение. Эти
советы вам помогают? И как попасть в эту
группу?
Евгения Пастернак: Много лет назад мы распечатывали десять экземпляров рукописи, приносили в гимназию № 13 города Минска, где
училась моя старшая дочь, и просто отдавали
читать школьникам. Через три недели мы встречались с желающими и выслушивали их мнение. Потом до нас дошли новые
технологии, и мы сделали группу ВКонтакте «Наши читатели. Жвалевский/Пастернак». Там сейчас лежат наши рукописи, и мы приглашаем всех
желающих с ними знакомиться и задавать вопросы.
Читатели отмечают логические ошибки, места,
которые не понравились, не понятны, и за эти
замечания мы всегда очень благодарны, и даже
упоминаем самых активных читателей в благодарностях в самой книге.
Таким образом все, что нам надо знать о книге,
мы узнаем задолго до ее выхода и морально готовы ко всему. Все исправить мы не стремимся,
ведь мнения бывают совершенно противоположными.
— Что вы читали в детстве?
Андрей Жвалевский: Я любил читать все. Бабушка очень опрометчиво научила меня читать,
чтобы не мешался под ногами. Я быстро перечитал все — вплоть до инструкции, как консервировать огурцы, и подшивок журнала «Здоровье».
Когда я вернулся в родной город и увидел домашнюю библиотеку, то начал читать все подряд и дома.
Все, где были буквы, становилось моей добычей.
Отец злился ужасно, говорил: «Что ты такой
бледный сидишь, портишь глаза! Иди гулять!»
Он забирал у меня книжку, и я шел на улицу,
предусмотрительно припрятав за поясом брюк
другую, и там снова садился читать. Со мной родители с большим удовольствием ходили в гости,
потому что я никому не мешал. Я сразу спрашивал, где книги, уходил в ту комнату, и никто больше меня не видел.
Евгения Пастернак: А чтобы у вас не было такого радужного впечатления, я скажу, что читать
я не любила очень, и начала только в девятом
классе. Мне все это было не нужно и не интересно.
Сейчас я понимаю, что мне просто не попадались
нужные книги. А когда появились Булгаков,
Стругацкие, хорошая отечественная и зарубежная фантастика, тогда я начала читать.
Поэтому мы гордимся, когда нам говорят:
«Я раньше не любил читать, но прочел вашу
книгу и понял, что это интересно». Когда у нас
появляется новый читатель, мы рисуем воображаемые звездочки — у нас есть такой
«мысленный фюзеляж» писательских
побед.