Дорогие друзья! Мы продолжаем рассказывать
вам о Настоящих Капитанах. Сегодня историк
Маргарита ЕМЕЛИНА представит вам четыре
истории замечательных женщин-судоводителей,
которые смело и решительно вели корабли сквозь
океанские штормы и туманы.
Капитан Анна, капитан Нелли…
Морская служба трудна и
опасна. Традиционно она
считалась исключительно
мужским делом. В отношении
прекрасных дам даже бытовало
поверье: «Женщина на борту — быть беде!» Почему? Вспомним,
что в старину корабли зачастую
назывались женскими именами.
Поэтому, чтобы у корабля «не
возникало ревности», которая
может привести к трагедии, женщин не следовало брать в плавание.
Теперь мы уже и не вспоминаем
о тех днях. Представительницы
прекрасного пола давно трудятся
в составе экипажей. На камбузе,
в кают-компании и в санитарном
блоке нельзя обойтись без них.
В составе научных групп отправляются в рейсы исследовательницы — метеорологи, океанологи,
гидрологи, биологи… Хрупкие
девушки учатся на судоводителей
и даже, представьте, становятся
капитанами судов!
Первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания стала
Анна Ивановна Щетинина. В ходе своего первого рейса в 1935 г.
она провела грузовой пароход
«Чавыча» из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский. А ведь
какой это был непростой рейс!
Наша героиня вела свое судно
не в соседний порт, а в очень
далекий, преодолевая воды Атлантики и Тихого океана. В 1938 г.
Анна Ивановна была назначена
начальником рыбного порта
Владивостока, а в годы Великой
Отечественной трудилась на Балтике, где командовала кораблями,
перевозившими стратегические
грузы. Затем Анна Ивановна
стала преподавателем, а потом
и деканом судоводительского факультета высшего инженерно-морского училища в Ленинграде.
Вскоре все в нашей стране узнали имя Валентины Яковлевны
Орликовой — первой женщины-капитана большого морского
рыболовецкого траулера (возглавляла экипажи траулеров
«Николай Островский» и «Новиков-Прибой»). Она же стала единственной женщиной-капитаном
китобойного судна («Шторм»).
В те же послевоенные годы
штурманом дальнего плавания, а
затем и капитаном была Нелли
Иосифовна Карташова, трудовой
путь которой начался на ледоколе
«Красин». Долгие годы работала
она на Дальнем Востоке, а затем
была капитаном порта Ялты.
Наверное, вы помните роман
Джека Лондона «Морской волк»?
Название книги стало нарицательным, так говорят о необыкновенном опытном капитане,
в совершенстве знающем морское дело. Вот и нашу современницу Людмилу Анатольевну
Тибряеву называют «морской
волчицей»! Почему? Потому что
она отважный арктический капитан!
Людмила Тибряева провела
из Европы в Японию Северным
морским путем ледокольно-транспортное судно «Тикси». Она
продолжает и сейчас свою работу
в Мурманском морском пароходстве, преподает.
Может, кому-то из наших юных
читательниц также суждено стать
капитаном? Дерзайте, у вас все
получится!