Архив журнала для детей Костер

Март 2017 года

Журнал Костер. Март 2017 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Вот в чем вопрос

Рубрика Вот в чем вопрос

Как записывают пение птиц?

Весна приходит к нам с цирканьем и трелями синиц, трескучими голосами соек, щебетаньем воробьев и трясогузок. Но это все, так сказать, литература, а хочется поточнее передать природные звуки, чтобы человек прочел и смог потом узнать в весеннем гаме ту или иную птицу.

Как бы ни был искусен и изобретателен человек, голосам животного мира подражать ему трудно. Вот и пришлось ученым, наблюдающим за птицами, вырабатывать способы обозначения тех или иных звуков, издаваемых пернатыми.

Не считая аудиозаписи, самый простой способ — это запись словами. Русские любители пения птиц еще в старину выработали свои собственные термины для обозначения птичьих звуков: они делят их на колена, или строфы, а те, в свою очередь, — на слова типа «пуль-пуль-пуль» или «фюи-юи-юи» — тут уж все зависит от фантазии человека и его изобретательности. Кстати, на разных языках такая запись будет выглядеть по-разному. Так, русский орнитолог запишет утреннюю песнь петуха как: «ку-ка-ре-ку», албанец — «ки-ки-ри-ки-ки», болгарин — «ку-ку-ри-гу», китаец — «гох-гех-гох-гох», англичанин — «кок-э-дудл-ду», филиппинец — «тик-ти-ла-ок», а тайцам слышится — «ех-ее-ех-ех»!

Второй способ записи птичьего пения — нотный, но ноты передают лишь высоту тонов, ритмику и мелодию, видовой характер песни остается неуловим.

Третий способ — значки: точки и тире, длинные линии и запятые. Ну а лучше всего объединить все эти три способа, чтобы получить и вовсе удобную запись, максимально отражающую богатство птичьих звуков.

Пеночка-теньковка
Пеночка-весничка
Овсянка
Зяблик
Пеночка-трещетка
Запись пения птиц значками (по методу А. Н. Промптова)

Все разнообразие песен птиц специалисты делят на четыре группы. У одних птиц короткие песни с постоянным началом, серединой и концом: так поют зяблик, обыкновенная овсянка, пеночка-весничка. Длинные песни без ясно заметной последовательности звуков — у жаворонка, славки, щегла. Многократное повторение одного-двух или трех отрывистых слогов характерно для большинства синиц, сверчков, зеленой пеночки. А есть и птицы-пересмешники, заимствующие песни у других птиц. Например, знакомый всем скворец передразнивает не только голоса диких птиц, но и кудахтанье курицы, блеяние козы, кряканье утки. Так что записать его пение можно просто: «ме-е-е» и «кря-кря»!




Матвей Орехов
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»