Талантлтвых ученых на земле немало. Но даже среди них Огюст Пиккар
выделялся своей оригинальностью. В самом деле, можно ли назвать
другого ученого, в котором сошлись бы выдающийся физик и бесстрашный
воздухоплаватель, великий изобретатель и отважный покоритель морских
глубин. Природа проявила необыкновенную щедрость, создавая этого
человека.
НЕВЫДУМАННЫЙ ПАГАНЕЛЬ
Внешностью и поведением он напоминал Жака Паганеля,
героя романа Жюля Верна: высокий, худой, с большим лбом
и густой львиной шевелюрой. Студенты обожали профессора Пиккара и его причуды. Он, к
примеру, одинаково хорошо владел и правой,
и левой рукой, так хорошо, что мог писать ими
одновременно.
Один студент вспоминал: «Еще до того, как
кино и журналы увековечили облик Пиккара,
его ученики с веселым изумлением созерцали эту поразительно длинную, поразительно
худую, поразительно нескладную фигуру».
По рождению Огюст Пиккар был швейцарцем, сыном профессора Базельского
университета. Он родился в один день
со своим братом Жаном. Братья были
настолько похожи друг на друга, что даже
родители различали их с трудом. Удивительно, что и увлечения их всю жизнь оставались во многом одинаковыми.
Оба стали учеными. Огюст — физиком, а Жан — химиком, и
оба — воздухоплавателями.
Огюсту Пиккару шел 36-й год, когда он переехал в Бельгию
и занял кафедру прикладной физики университета в Брюсселе. «Не было случая, чтобы у него не удался какой-либо
опыт», — рассказывал его ученик Леон Жилен. А свободное
время он посвящал полетам на воздушном шаре.
ПОКОРЕНИЕ СТРАТОСФЕРЫ
Это было время, 30-е годы прошлого
века, когда ученые пытались раскрыть
природу космических лучей. Пиккару
пришла в голову замечательная мысль создать особый воздушный шар, стратостат,
с плотно закрытой кабиной, подняться на высоту 15— 16 километров и провести опыты над
таинственными лучами там, в стратосфере.
Старт первц в мире стратостата состоялся
27 мая 1931 года из баварского города
Аугсбурга. Было раннее утро, когда
Огюст Пиккар и его спутник, помощник
по университету Пауль Кипфер забрались в шарообразную гондолу и
захлопнули крышку люка.
Полет в стратосферу начался.
Спустя 28 минут после взлета они
были уже на высоте 15 500 метров.
«Вокруг нас только небо, — записал
Пиккар в бортовом журнале. — Оно
темно-синее, почти черное».
Благополучно начавшийся полет
чуть было не закончился бедой.
Оборвалась веревка, соединенная
с газовым клапаном. Аэронавты
не могли открыть газовый клапан
и начать спуск. Пришлось ждать
захода солнца.
Охладившись, стратостат сам
пошел вниз и ночью опустился
на ледник в горах, на территории
Австрии. Только на следующий
день уже изрядно обеспокоенный
мир узнал о благополучном возвращении отважных аэронавтов из
стратосферы, с высоты 15 781 метр.
Никто до Пиккара не поднимался
так высоко.
С НЕБЕС В МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ
Казалось бы, после такой победы можно было и угомониться.
Но нет, Пиккар решил повторить
полет, утверждая, что авария не
позволила провести все намеченные исследования. И он снова
отправился в стратосферу.
Видно, родился Огюст Пиккар в
счастливой рубашке. Второй полет
18 августа 1932 года прошел даже
лучше, чем первый. В этот раз
профессора сопровождал молодой
бельгийский физик Макс Козинс.
«Полет был настолько удачным, —
писал потом Пиккар, — что показался нам почти обыденным».
И снова ученый удивил всех, кто
его знал. Побывав в загадочной
стратосфере, он начал мечтать
о покорении… морских глубин.
Раньше в морские пучины проникали в батисфере — стальном шаре,
прикрепленном к тонкому тросу.
Батисфера позволяла опуститься
с риском для жизни на глубину
не более одного километра. Глубже было нельзя: не выдержал бы
трос.
Пиккар изобрел совершенно
новый глубоководный аппарат.
К прочной шаровидной гондоле
он прикрепил поплавок, заполненный бензином. Утяжеленный
балластом — железной дробью,
батискаф мог опуститься на любую глубину. А стоило сбросить
балласт, и аппарат поднимался на
поверхность моря.
Невиданный «подводный стратостат» был построен в 1948 году.
Конечно, в первое погружение
отправился сам его создатель, профессор Пиккар. С каждым новым
спуском глубина погружения росла. А тем временем в итальянском
городе Триесте началось строительство еще одного батискафа,
более совершенного.
В МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЕ
Строительством руководил
сын Пиккара Жак. Ученый-экономист, он тоже увлекся покорением морских глубин. Батискаф
«Триест» был спущен на воду
летом 1953 года. В нем Жаку Пиккару сначала удалось опуститься на
глубину свыше семи километров, а
23 января 1960 года осуществить,
казалось бы, невозможное.
В тот день он с военно-морским
офицером Доном Уолшом достиг
дна знаменитой Марианской впадины в Тихом океане. Здесь, на
глубине 11 километров, на гондолу
«Триеста» давил столб воды весом
более 170 тысяч тонн!
Весть о величайшей победе сына
была для уже старого и больного
Пиккара самой большой радостью. Он умер в Швейцарии два
года спустя от сердечного приступа. Но череда подвигов удивительной семьи продолжалась.
20 марта 1999 года внук Огюста
Пиккара — Бертран, врач по
профессии, вместе с британцем
Брайном Джонсом первым облетел вокруг Земли на гигантском
воздушном шаре.
Это историческое путешествие
продолжалось около 20 суток.
Наконец, удалось осуществить
то, о чем мечтали многие воздухоплаватели. «Словно какая-то
волшебная рука направляла наш
воздушный шар», — сказал после
посадки Бертран Пиккар. Не была
ли это «рука» его прославленного
деда?