Сентябрь 2010 года

Журнал Костер. Сентябрь 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий

Талантлтвых ученых на земле немало. Но даже среди них Огюст Пиккар выделялся своей оригинальностью. В самом деле, можно ли назвать другого ученого, в котором сошлись бы выдающийся физик и бесстрашный воздухоплаватель, великий изобретатель и отважный покоритель морских глубин. Природа проявила необыкновенную щедрость, создавая этого человека.

Две стихии Огюста Пиккара

НЕВЫДУМАННЫЙ ПАГАНЕЛЬ

Внешностью и поведением он напоминал Жака Паганеля, героя романа Жюля Верна: высокий, худой, с большим лбом и густой львиной шевелюрой. Студенты обожали профессора Пиккара и его причуды. Он, к примеру, одинаково хорошо владел и правой, и левой рукой, так хорошо, что мог писать ими одновременно.

Один студент вспоминал: «Еще до того, как кино и журналы увековечили облик Пиккара, его ученики с веселым изумлением созерцали эту поразительно длинную, поразительно худую, поразительно нескладную фигуру».

По рождению Огюст Пиккар был швейцарцем, сыном профессора Базельского университета. Он родился в один день со своим братом Жаном. Братья были настолько похожи друг на друга, что даже родители различали их с трудом. Удивительно, что и увлечения их всю жизнь оставались во многом одинаковыми. Оба стали учеными. Огюст — физиком, а Жан — химиком, и оба — воздухоплавателями.

Огюсту Пиккару шел 36-й год, когда он переехал в Бельгию и занял кафедру прикладной физики университета в Брюсселе. «Не было случая, чтобы у него не удался какой-либо опыт», — рассказывал его ученик Леон Жилен. А свободное время он посвящал полетам на воздушном шаре.

Стратостат Огюста Пиккара

ПОКОРЕНИЕ СТРАТОСФЕРЫ

Это было время, 30-е годы прошлого века, когда ученые пытались раскрыть природу космических лучей. Пиккару пришла в голову замечательная мысль создать особый воздушный шар, стратостат, с плотно закрытой кабиной, подняться на высоту 15— 16 километров и провести опыты над таинственными лучами там, в стратосфере. Старт первц в мире стратостата состоялся 27 мая 1931 года из баварского города Аугсбурга. Было раннее утро, когда Огюст Пиккар и его спутник, помощник по университету Пауль Кипфер забрались в шарообразную гондолу и захлопнули крышку люка.

Полет в стратосферу начался. Спустя 28 минут после взлета они были уже на высоте 15 500 метров. «Вокруг нас только небо, — записал Пиккар в бортовом журнале. — Оно темно-синее, почти черное».

Благополучно начавшийся полет чуть было не закончился бедой. Оборвалась веревка, соединенная с газовым клапаном. Аэронавты не могли открыть газовый клапан и начать спуск. Пришлось ждать захода солнца.

Профессор Пиккар забирается в кабину стратостата

Охладившись, стратостат сам пошел вниз и ночью опустился на ледник в горах, на территории Австрии. Только на следующий день уже изрядно обеспокоенный мир узнал о благополучном возвращении отважных аэронавтов из стратосферы, с высоты 15 781 метр. Никто до Пиккара не поднимался так высоко.

С НЕБЕС В МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ

Казалось бы, после такой победы можно было и угомониться. Но нет, Пиккар решил повторить полет, утверждая, что авария не позволила провести все намеченные исследования. И он снова отправился в стратосферу.

Огюст Пиккар и его сын Жак

Видно, родился Огюст Пиккар в счастливой рубашке. Второй полет 18 августа 1932 года прошел даже лучше, чем первый. В этот раз профессора сопровождал молодой бельгийский физик Макс Козинс. «Полет был настолько удачным, — писал потом Пиккар, — что показался нам почти обыденным».

И снова ученый удивил всех, кто его знал. Побывав в загадочной стратосфере, он начал мечтать о покорении… морских глубин. Раньше в морские пучины проникали в батисфере — стальном шаре, прикрепленном к тонкому тросу. Батисфера позволяла опуститься с риском для жизни на глубину не более одного километра. Глубже было нельзя: не выдержал бы трос.

Пиккар изобрел совершенно новый глубоководный аппарат. К прочной шаровидной гондоле он прикрепил поплавок, заполненный бензином. Утяжеленный балластом — железной дробью, батискаф мог опуститься на любую глубину. А стоило сбросить балласт, и аппарат поднимался на поверхность моря.

Невиданный «подводный стратостат» был построен в 1948 году. Конечно, в первое погружение отправился сам его создатель, профессор Пиккар. С каждым новым спуском глубина погружения росла. А тем временем в итальянском городе Триесте началось строительство еще одного батискафа, более совершенного.

В МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЕ

Строительством руководил сын Пиккара Жак. Ученый-экономист, он тоже увлекся покорением морских глубин. Батискаф «Триест» был спущен на воду летом 1953 года. В нем Жаку Пиккару сначала удалось опуститься на глубину свыше семи километров, а 23 января 1960 года осуществить, казалось бы, невозможное.

В тот день он с военно-морским офицером Доном Уолшом достиг дна знаменитой Марианской впадины в Тихом океане. Здесь, на глубине 11 километров, на гондолу «Триеста» давил столб воды весом более 170 тысяч тонн!

Весть о величайшей победе сына была для уже старого и больного Пиккара самой большой радостью. Он умер в Швейцарии два года спустя от сердечного приступа. Но череда подвигов удивительной семьи продолжалась. 20 марта 1999 года внук Огюста Пиккара — Бертран, врач по профессии, вместе с британцем Брайном Джонсом первым облетел вокруг Земли на гигантском воздушном шаре.

Это историческое путешествие продолжалось около 20 суток. Наконец, удалось осуществить то, о чем мечтали многие воздухоплаватели. «Словно какая-то волшебная рука направляла наш воздушный шар», — сказал после посадки Бертран Пиккар. Не была ли это «рука» его прославленного деда?




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


НОВОСТИ САЙТА

"Уж небо осенью дышало..."

Золотая осень
Стихи об осени