Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2016 года

Журнал Костер. Май-июнь 2016 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Вот в чем вопрос

Рубрика Вот в чем вопрос

А.С. Грибоедов

К 185-летию первой полной постановки (1831) пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» в Александринском театре Санкт-Петербурга



Созвездие маневров и мазурки. Что скрывает образ?


Так отозвался Чацкий о Скалозубе, одном из героев комедии Грибоедова «Горе от ума». Что и говорить, Скалозуб — персонаж малосимпатичный. Между тем у этого «фагота» есть реальный прототип, ничем не похожий на созданный Грибоедовым образ. В Петербурге в 2015 году даже памятник ему был установлен — в сквере у Московских ворот. Так кто же он, полковник Скалозуб?

Его портрет кисти Джорджа Доу представлен в Эрмитаже, в Военной галерее героев 1812 года. Его изображение мы могли бы увидеть и в Русском музее, если бы художник Суриков решил поместить на картине «Переход Суворова через Альпы» рядом с великим полководцем молодого генерала, которого полководец обожал за мужество и бесстрашие. О нем можно прочитать в мемуарах кавалерист-девицы Надежды Дуровой, которая служила одно время под его начальством. И в стихах князя Петра Вяземского, который был его адъютантом. Это он в 1820 году спас от ссылки в Сибирь вольнодумца Пушкина, написавшего антиправительственные стихи.

М. А. Милорадович

Итак... Под именем Скалозуба в пьесе скрывается прославленный герой Отечественной войны 1812 года Михаил Андреевич Милорадович. Участник пятидесяти двух сражений (в том числе Аустерлицкого и Бородинского), он никогда не прятался от пуль, был награжден за храбрость шпагой, усыпанной бриллиантами, а генерал Ермолов, как-то раз вместе с ним обойдя под огнем неприятеля русские позиции, сказал, что любому рядом с Милорадовичем понадобится запасная жизнь. И военачальники, и простые солдаты обожали Милорадовича, ценили за храбрость, простоту и широту души. Почему же полководец пострадал от драматурга?

Причиной стала юная воспитанница Театрального училища, «питомица Терпсихоры», балерина Катенька Телешева, блиставшая на императорской сцене. В нее, не сговариваясь, влюбились и герой войны, и талантливый литератор. И когда-то дружеские отношения, которые они поддерживали, переросли во взаимную неприязнь. Раздосадованный драматург вывел своего соперника в образе глупого фанфарона, а раздраженный военачальник, в то время бывший губернатором Петербурга, запретил «Горе от ума» к постановке.

Но главную свою роль Милорадович сыграл не на театральной сцене, а на исторической — 14 декабря 1825 года. В этот день декабристы вывели свои полки на площадь. Перед восставшими предстал Милорадович — на коне, в распахнутом мундире. Он обратился с речью к солдатам. Все, кто участвовал в сражениях той эпохи, знали Милорадовича как честного и отважного героя. И, услышав его голос, восставшие дрогнули. Но героя войны настигла пуля в спину, посланная декабристом Каховским. Упав с коня, смертельно раненый Милорадович прошептал: «Умираю, исполнив долг».

Портрет М. А. Милорадовича кисти Дж. Доу в Военной галерее 1812 года, Эрмитаж
Портрет М. А. Милорадовича кисти Дж. Доу в Военной галерее 1812 года, Эрмитаж



Светлана Головина
Художник Лев Колов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»