Архив журнала для детей Костер

Март 2013 года

Журнал Костер. Март 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Морская газета

Морская газета

ПАР И ПАРУСА


Какие бывают корабли?

К началу XIX века в судостроении начался «век пара».

Первые пароходы приводились в движение с помощью гребных колес с огромными лопастями-плицами. Колеса размещались по бортам корабля. В XIX веке почти все пароходы в дополнение к машинам несли

Пароходо-фрегат «Владимир»

Пароходо-фрегат «Владимир»
и парусное вооружение. В военном флоте такие парусно-паровые колесные корабли получили название «пароходо-фрегаты». Именно таким пароходо-фрегатом был русский «Владимир», ставший победителем первого в истории морских войн боя паровых кораблей в годы Крымской войны.

С одной стороны, удобство парохода было очевидным — корабль перестал зависеть от ветра. Однако была и сложность — большое колесо было удобной мишенью для вражеских орудий, а с поврежденными колесами корабль не мог маневрировать. Поэтому военные моряки быстро отказались от колесных пароходо-фрегатов в пользу кораблей с гребными винтами. Повредить винты, находившиеся глубоко в воде под кормой корабля, было значительно сложнее.

Первый русский пароход «Елизавета». 1815 г.

Первый русский пароход «Елизавета». 1815 г.

Эти новые винтовые корабли внешне отличались от старых линейных кораблей и фрегатов только наличием невысоких дымовых труб. Паруса уцелели даже у более поздних железных военных кораблей — броненосцев и крейсеров.

Императорская колесная яхта «Держава» на картине художника-мариниста М. С. Ткаченко

Императорская колесная яхта «Держава» на картине художника-мариниста М. С. Ткаченко

Гораздо дольше военных пароходо-фрегатов просуществовали пассажирские колесные суда. Скорость и маневренность для них были не так важны, важнее было удобство пассажиров. А судно с гребными колесами было шире винтового и поэтому меньше подвергалось качке. Над широкими колесами можно было устроить дополнительные помещения и перевезти больше пассажиров и груза. Еще дольше — до середины двадцатого столетия — прожили речные колесные пароходы, применявшиеся для буксировки барж. Они не только трудились на перевозках грузов, но и сражались в Великой Отечественной войне. Две канонерские лодки Волжской флотилии, отличившиеся в Сталинградской битве — «Усыскин» и «Чапаев» — были переоборудованы именно из таких пароходов.

Дежурный капитан Михаил Савинов

Английский пассажирский колесный пароход «Грейт Уэстерн» Русский винтовой фрегат. 1860-е годов
Английский пассажирский колесный пароход «Грейт Уэстерн» Русский винтовой фрегат. 1860-е годов
Канонерская лодка «Чапаев» Канонерская лодка «Усыскин»
Канонерская лодка «Чапаев» Канонерская лодка «Усыскин»



Михаил Савинов    Страничка автора



Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»