Март 2013 года

…


Знаменитый писатель Куприн очень любил спорт. Александр Иванович был своим человеком на чемпионатах борьбы, на цирковых представлениях, там, где требовались сильные мускулы, ловкость, мужество и крепкие нервы. Не удивительно, что он первым из русских писателей поднялся в небо.
На воздушном шаре «Россия»
Произошло это 13 сентября 1909 года, когда Куприн отправился в полет на воздушном шаре, пилотом которого был воздухоплаватель и в будущем знаменитый авиатор Сергей Уточкин.
![]() |
Писатель Александр Куприн |
Полет состоялся на средства газеты «Одесские новости». Редактор этой газеты И. М. Хейфец предложил Куприну принять участие в путешествии на шаре «Россия», принадлежавшем Одесскому аэроклубу, а затем поделиться на страницах газеты своими впечатлениями. Разумеется, Куприн охотно принял это предложение.
Накануне полета погода не радовала: пасмурная, с сильным ветром. Казалось, что полет придется переносить. Все же оболочка шара, а также корзина его были доставлены на место взлета. К утру неожиданно небо прояснилось, и матросы морского батальона приступили к наполнению аэростата.
![]() |
Полет Уточкина на «Фармане» |
Беспокойный старт
Интерес к предстоящему полету был огромный. Публика осаждала кассу, желая заполучить билет на взлетную площадку. А там собралось не менее тысячи человек. Огромная толпа «бесплатных» зрителей заполнила ближайшие улицы и переулки. Старт задерживался. Только к половине третьего шар удалось полностью подготовить к полету. Вместе с Уточкиным, кроме Куприна, должны были лететь еще двое: уже упомянутый И. М. Хейфец и корреспондент московской газеты «Русское слово» И. А. Горелик. Все три пассажира летели в первый раз.
![]() |
Воздухоплаватель и авиатор Сергей Уточкин |
Корзина небольшая, тесная для четверых человек. Пассажиры забираются в нее с неловкостью новичков. Пилот отдает последние распоряжения стартовой команде.
«Я положительно уверяю, — писал Куприн, — что даже не заметил момента отделения от земли». Через минуту они уже были на высоте, откуда взлетная площадка казалась маленьким белым четырехугольником, на котором виднелись крошечные люди.
Мечты об авиации
![]() |
Дружеский шарж на Куприна |
Прошло полтора часа. Аэростат пролетел над Одессой и достиг высоты 1250 метров. Начались поля. Пора было спускаться. Из корзины видно, как к месту посадки бегут местные крестьяне. Подъехал автомобиль, с которого следили за полетом шара. Он отвел аэростат на удобное место, где аэронавты и приземлились вполне благополучно.
Возвращались в Одессу на огромной повозке. По дороге Уточкин рассказывал о своей горячей мечте научиться летать на аэроплане. Как известно, он вскоре, весной 1910 года, осуществил эту мечту. И в том же году, 12 ноября, совершил полет на крылатой машине Александр Куприн, полет, который едва не стоил ему жизни. В первый полет на аэроплане Александр Иванович отправился вместе со своим другом Иваном Заикиным — знаменитым борцом, волжским богатырем, неожиданно для многих ставшим еще и авиатором.
![]() |
Борец и авиатор Иван Заикин |
Иван Заикин летал на «Фармане» — распространенном тогда французском самолете. Пилот и пассажир сидели на этой «летающей этажерке» совершенно открыто: впереди авиатор, сзади него — пассажир.
«Жив, курилка!»
Взлетели не сразу. Машина, разбегаясь, то немного взмывала вверх, то снова касалась дорожки ипподрома. Наконец, Заикину удалось оторвать ее от земли и начать набор высоты. Он повернул налево, потом еще раз. Но встречный ветер вдруг качнул перегруженный аэроплан. Заикин и Куприн вместе весили пудов четырнадцать, то есть больше 220 килограммов!
Аэроплан несло на зрителей. Машина неудержимо проваливалась. Заикин успел сделать последний поворот. «Фарман» упал и врезался левым крылом в землю в двадцати метрах от насмерть перепуганной публики.
«Треск, звон. Куприн пролетел через меня метров на десять, как мячик, — вспоминал позже Заикин. — Меня с силой выбросило из сиденья, придавило аэропланом. Крики ужаса:
— Убились! Разбились!
Куприн быстро вскочил на ноги, кричит:
— Старик, жив?..
— Жив, — говорю, — курилка!»
Чудом Куприн в этой аварии почти не пострадал. Заикин повредил ногу и плечо. Потеряв аэроплан, он вернулся на арену и еще многие годы выступал как борец.
Несмотря на то что один из полетов чуть было не стал для Куприна роковым, он навсегда сохранил восторженное отношение к «людям воздуха», а ощущение полета ставил выше «чудес самой чудесной из сказок».
Коллаж художника Елены Эргардт
Биография Александра Ивановича КупринаПодготовка к урокам литературы, посвященных Александру Ивановичу Куприну
Геннадий Черненко |
![]() |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | ![]() |
Страничка художника |