Голландец ван Меегерен,
окончивший Академию изящных искусств и мечтающий о славе, решил одурачить
искусствоведов. Но как это
сделать?
Он создаст такие полотна,
которые нельзя будет отличить
от кисти художников прошлого,
и когда все ахнут от изумления,
откроет имя настоящего автора.
Вот тогда о нем заговорят и
признают: ван Меегерен — равен великим!
Он не собирался делать копии с картин, он задумал создать
новый шедевр прославленного
живописца Вермеера! Этим
художником, открытым лишь
в XIX веке, все чрезвычайно интересовались, о нем мало знали,
и картин его в ту пору было известно всего двадцать восемь.
Ван Меегерен не стал писать
дышащие свежестью городские пейзажи и милых девушек в опрятных комнатах, он
изобразил евангельскую сцену:
Христа, явившегося после воскресения своим ученикам.
Картин на религиозные темы у
Вермеера не было. Сравнивать
подделку — не с чем. Появление
новой картины Вермеера с евангельским сюжетом должно
было произвести настоящий
фурор. Но случилось это не
скоро. На подготовку к работе
ушли годы.
Ван Меегерен покупал у антикваров старые картины и
счищал с них живопись, чтобы
химический анализ подтвердил, что холстам действительно
триста лет. Сам готовил краски,
как это делали в давние времена.
Научился «старить» живопись,
чтобы тонкая паутинка трещинок на полотне выглядела настоящей даже под рентгеном. Он
изучал секреты живописной
техники старых мастеров, манеру письма. И вот настал день,
когда ван Меегерен взял кисти
из барсучьего волоса, какими
писали в старину, и принялся
за картину.
Он вдохновенно писал на
старом холсте, сушил его в специальной печи и «старил», а потом, для пущей убедительности,
поцарапал картину, надорвал
холст и отреставрировал.
Работа была закончена. Теперь ее нужно было так представить публике, чтобы ни у кого не
возникло вопроса, откуда она
взялась. Ван Меегерен сочинил
историю, как нашел картину в
Италии и контрабандой доставил на родину.
К Абрахаму Бредиусу, большому знатоку голландской живописи, из осторожности он
обратился не сам, нашел посредника. Увидев полотно, эксперт
пришел в неописуемое волнение и подтвердил: это — Вермеер
Дельфтский! В 1937 году появилась публикация Бредиуса
о сенсационной находке, о ней
заговорили. Картина была куплена за большие деньги для
музея Роттердама, где попала
в руки реставратора, который
любовно очистил ее от потемневшего лака. Теперь картину
могли видеть все. Ею восхищались, о ней писали, ее репродуцировали.
Это был настоящий триумф!
Настало время открыть истину.
Но тогда пришлось бы вернуть
деньги за картину, расстаться
с богатством. Ван Меегерен подумал и решил не торопиться
с признанием. А чтобы не терять времени даром… Но об
этом — в следующий раз.