(Поэзия раскрывает секреты
юным читателям
и юным поэтам!)
К поэзии относятся по-особенному — с уважением и даже
трепетом. Ее называют высокой,
а некоторые — святой! В ней
ищут и совета, и красоты, и
возвышенного настроения.
Но чтобы лучше понять и
полюбить стихи, можно сначала
попробовать открыть их тайны. Кто-то скажет: «Какие же
могут быть тайны, если всё русским языком написано?» Конечно, это так. Слова понятны.
И написано (то есть напечатано) черным по белому. Но,
поверьте, у стихов все-таки есть свои секреты!
Пусть читатели спросят о них
саму Поэзию…
Представим себе такой диалог…
— Можно ли пересказать
стихи?
— Пересказать красиво вряд
ли получится, наверное, вообще
невозможно. Во-первых, у стихов, как у музыки, есть собственный ритм! Это первый
секрет. Если пересказывать,
ритм исчезнет. Стихи звучат то
напевно, то бодро, то задумчиво. А иногда и не очень благозвучно…
— Мы думали, стихи всегда
ласкают слух. Почему же они
бывают неблагозвучны?
— Потому что они говорят
иногда о вещах грустных, трудных. Тут и звуки нужны соответствующие. И это второй
секрет — «Звукопись». Вот, например, в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» поэт
Сергей Есенин пишет: «Дремлет взрытая дорога…» Вслушайся! Как звучит?.. Конечно!
Эта строчка немного «рычит»
(«ДРемлет взРытая доРога…»).
Почему? Да потому, что дороге
тяжело — она взрыхленная, изъезженная телегами, ее развезло
осенней слякотью. И она ждет
не дождется зимы. Зачем? Потому что зима принакроет ее
снежком, и ей будет легко, когда по ней сани поедут, лошади
копытами будут снежок топтать.
— А почему о неживом — например, дороге, — в стихах говорится как о живом? Как
будто дорога чувствует!
— То, что для обычного взгляда мертво (или не совсем одушевлено), стихи оживляют!
В них воды — «гласят» (говорят, кричат), гром — «резвится,
играет» (так написал Тютчев в
стихотворениях «Весенние воды»
и «Весенняя гроза»). Парус — «просит бури»; утес «тихонько
плачет», попрощавшись с тучкой
(так у Лермонтова в стихах «Парус» и «Утес»). Кот поет (у Фета,
«Кот поет, глаза прищуря…»).
Зима тоже поет, да еще и аукает
(у Есенина, «Поет зима — аукает…»)! У Тютчева зима
«еще хлопочет и на
весну ворчит» («Зима
недаром злится…»), а земля
«принахмурилась» перед грозой («Неохотно и несмело…»).
В ясный день облака ласкаются
к солнцу (у Баратынского в стихотворении «Весна, весна! как
воздух чист!»)… Этот секрет
называется «Олицетворение».
А в стихотворении Есенина,
о котором мы говорили, — «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» — холодный
и далекий месяц стал живым,
маленьким, теплым жеребенком!
— Ох! Не слишком ли странная фантазия?! Месяц — жеребенок!
— А это еще один секрет! Его
мы назовем «Всё на всё похоже!». Но об этом — в следующий раз.
Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель
литературы школы-лицея «Венда»