Архив журнала для детей Костер

Февраль 2015 года

Журнал Костер. Февраль 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Волшебный источник

ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ!

(Поэзия раскрывает секреты юным читателям и юным поэтам!)

К поэзии относятся по-особенному — с уважением и даже трепетом. Ее называют высокой, а некоторые — святой! В ней ищут и совета, и красоты, и возвышенного настроения.

Но чтобы лучше понять и полюбить стихи, можно сначала попробовать открыть их тайны. Кто-то скажет: «Какие же могут быть тайны, если всё русским языком написано?» Конечно, это так. Слова понятны. И написано (то есть напечатано) черным по белому. Но, поверьте, у стихов все-таки есть свои секреты! Пусть читатели спросят о них саму Поэзию…

Представим себе такой диалог…

— Можно ли пересказать стихи?

— Пересказать красиво вряд ли получится, наверное, вообще невозможно. Во-первых, у стихов, как у музыки, есть собственный ритм! Это первый секрет. Если пересказывать, ритм исчезнет. Стихи звучат то напевно, то бодро, то задумчиво. А иногда и не очень благозвучно…

Тайны поэзии

— Мы думали, стихи всегда ласкают слух. Почему же они бывают неблагозвучны?

— Потому что они говорят иногда о вещах грустных, трудных. Тут и звуки нужны соответствующие. И это второй секрет — «Звукопись». Вот, например, в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» поэт Сергей Есенин пишет: «Дремлет взрытая дорога…» Вслушайся! Как звучит?.. Конечно! Эта строчка немного «рычит» («ДРемлет взРытая доРога…»). Почему? Да потому, что дороге тяжело — она взрыхленная, изъезженная телегами, ее развезло осенней слякотью. И она ждет не дождется зимы. Зачем? Потому что зима принакроет ее снежком, и ей будет легко, когда по ней сани поедут, лошади копытами будут снежок топтать.

— А почему о неживом — например, дороге, — в стихах говорится как о живом? Как будто дорога чувствует!

— То, что для обычного взгляда мертво (или не совсем одушевлено), стихи оживляют!

В них воды — «гласят» (говорят, кричат), гром — «резвится, играет» (так написал Тютчев в стихотворениях «Весенние воды» и «Весенняя гроза»). Парус — «просит бури»; утес «тихонько плачет», попрощавшись с тучкой (так у Лермонтова в стихах «Парус» и «Утес»). Кот поет (у Фета, «Кот поет, глаза прищуря…»). Зима тоже поет, да еще и аукает (у Есенина, «Поет зима — аукает…»)! У Тютчева зима «еще хлопочет и на весну ворчит» («Зима недаром злится…»), а земля «принахмурилась» перед грозой («Неохотно и несмело…»). В ясный день облака ласкаются к солнцу (у Баратынского в стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!»)… Этот секрет называется «Олицетворение». А в стихотворении Есенина, о котором мы говорили, — «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» — холодный и далекий месяц стал живым, маленьким, теплым жеребенком!

— Ох! Не слишком ли странная фантазия?! Месяц — жеребенок!

— А это еще один секрет! Его мы назовем «Всё на всё похоже!». Но об этом — в следующий раз.

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель
литературы школы-лицея «Венда»




Евгений Славутский
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»