Февраль 2015 года

Журнал Костер. Февраль 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




10 февраля — День памяти Александра Сергеевича ПУШКИНА

Аптека для души
Всеволод Евгеньевич БАГНО


У нас в гостях директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, член-корреспондент РАН, известный литературовед, член Всемирного клуба петербуржцев, профессор Всеволод Евгеньевич БАГНО.

— Всеволод Евгеньевич, 10 февраля, в День памяти Александра Сергеевича Пушкина, невозможно не вспомнить о трагической дуэли, ставшей причиной смерти поэта. Наверное, это один из самых известных поединков в истории дуэлей. Как, наверное, самая известная литературная дуэль — это дуэль Онегина и Ленского, на которой тоже погиб поэт. Есть ли в этом какое-то совпадение, какой-то высший знак, предопределение трагической развязки жизненного пути поэтов?

ВСЕМИРНЫЙ КЛУБ ПЕТЕРБУРГЦЕВ

— Да, вот уже почти двести лет об этой дуэли в этот день многие вспоминают, в том числе очень решительные люди, пребывая в полной растерянности. Только «трагическую дуэль» я не стал бы называть «известным поединком». Что же касается «совпадения» и «предопределения», то, думаю, и ни то, и ни другое. Дело даже не в том, что литература — не реальность, а в том, что Пушкин — не Ленский, а Дантес — не Онегин. С этим, думаю, все понятно. Наконец, и дуэль — не дуэль. При желании можно увидеть также предопределение и некое предчувствие в описанных Пушкиным отношениях Дон Гуана с мужем донны Анны, но у меня этого желания нет. Между тем совпадение можно увидеть с другой парой трагических развязок жизненных и дуэльных узлов — лермонтовской. Тогда и здесь мы должны будем искать «высший знак» в смерти Грушницкого и гибели Лермонтова. А вот гениальное лермонтовское стихотворение «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана // С свинцом в груди лежал недвижим я…»), один из шедевров мировой литературы, вспомнить можно было бы. Только предвидел Лермонтов, скорее всего, свою смерть на Кавказе не во время дуэли, а в столь же честном, как и подлинная дуэль, поединке на поле боя, от руки во всех отношениях равного ему противника. Высокий смысл истинной дуэли, несмотря на весь ее трагизм, в том, что противник — равен тебе, ненавистен, но равен.

М.Ю.Лермонтов

— А какую дуэль в мировой литературе Вы считаете самой интересной?

— Давайте снизим планку нашего разговора. Самая блистательная — тройная несостоявшаяся дуэль в самом начале романа Александра Дюма «Три мушкетера», в результате которой мушкетеров стало четверо. Да простят меня за этот пример пуристы-интеллектуалы и да поймут они, что прекрасное на земле — это не тот или иной цвет, а многоцветье.

— А можно ли назвать дуэлью поединок Дон Кихота с ветряными мельницами? Ведь идальго двигали самые благородные, рыцарские намерения…

— Да, но только в том смысле, что ветряные мельницы, они же великаны — это равный Дон Кихоту противник, которому он бросает вызов. Сутью дуэльного кодекса было снятие недоразумений между отдельными членами общей дворянской семьи (в случае с Дон Кихотом — семьи великано-рыцарской) между собой, не прибегая к посторонней помощи. Вспомним, в какое безвыходное положение Дон Кихот несколько раставил трусоватого Санчо Пансу, когда заявлял ему, что, поскольку перед ними простолюдины, он не может давать им отпор и милостиво позволяет слуге сделать это за него.

«Дон Гуан». Рисунок Александра Сергеевича Пушкина

— Вот у нас в разговоре мелькнул еще один известный дуэлянт — «проклятый Дон Гуан» Александра Сергеевича Пушкина. А его финальный поединок с Каменным Гостем можно считать дуэлью или нет?

— Думаю, да. В каком-то смысле перед нами дуэль, растянувшаяся во времени. Тем самым командор ответил наконец на смертельный для него удар Дон Гуана и отомстил за поруганную честь.



Дон Кихот

— Всеволод Евгеньевич, как Вы считаете, сейчас возможны дуэли, или это пережиток прошлого, анахронизм?

— Возможно всё. Но в России за семьдесят лет советской власти честь и достоинство были изломаны и искромсаны. Вспомним роман Замятина «Мы». Речь уже не шла о способах отмщения за нанесенное оскорбление, а о том, что оскорбление, унижение и страх стали нормой. Но все восстанавливается. Есть гены биологические, а есть духовные и нравственные, но все-таки гены. Однако на это понадобится время.



А.С.Пушкин


— В этом году Пушкинскому Дому исполняется 110 лет. Не можем не спросить: а есть ли в праздничной юбилейной программе интересные события для наших юных читателей?

— В связи с приобретением работ замечательного иллюстратора детской литературы Алексея Федоровича Пахомова мы организуем в Пушкинском Доме выставку его произведений, на которую приглашаем ваших юных читателей.

— Спасибо, Всеволод Евгеньевич! Нам это особенно приятно, потому что Алексей Федорович Пахомов был одним из первых художников нашего журнала. И первую обложку «Костра» в далеком 1936 году делал именно он. А чем еще порадуете?

— В стенах Пушкинского Дома будет организовано двенадцать детских семинаров. Будет издано три выпуска альманаха «Детские чтения». И будет много другого, что мы вместе с вашими юными читателями придумаем.

Беседовал Николай Харлампиев



Эскиз первой обложки журнала «Костер» А. Ф. Пахомова



Николай Харлампиев
Главный редактор

Страничка автора

Любимому учителю
НОВОСТИ САЙТА

"Уж небо осенью дышало..."

Золотая осень
Стихи об осени