В середине XIX века один
французский знаток искусства приехал в Гаагу и, гуляя по залам музея, увидел
пейзаж, написанный в середине
ХVII века никому не известным
художником. Пейзаж так поразил француза, что он посвятил себя розыскам других работ
этого мастера. Так неожиданно
всплыло имя одного из самых
прекрасных голландских живописцев — Яна Вермеера Дельфтского.
Картин, которые без сомнения принадлежат Вермееру,
около сорока. О жизни художника известно до обидного мало: родился и жил в Дельфте,
над холстами работал тщательно и долго, денег на жизнь не
хватало и приходилось заниматься торговлей картин. Прожил он сорок три года, оставил
восемь детей и долги.
Во времена Вермеера картины в Голландии приобретали не
только богатые и знатные люди, но даже ремесленники и
зажиточные крестьяне. Потому и художников было много.
Вермеер — художник-жанрист,
бытописатель, изображал не
мифологических или библейских героев, а обыденную жизнь
таких же, как он сам, людей.
Сюжеты Вермеера незатейливы. Тихая улочка Дельфта, на
пороге дома рукодельничает
женщина. В залитой светом
комнате, у открытого окна девушка читает письмо. В той же
самой комнате женщина играет
на лютне. Там же — кавалер подает даме бокал с вином. Краски Вермеера яркие, звонкие,
сияющие. В прозрачном воздухе невероятно ясными и четкими выглядят ломкие складки
платья, узорная скатерть, восточный ковер, глиняная посуда,
фаянсовое блюдо, яблоки, хлеб.
Кажется, что от этих картин
веет свежестью и чистотой.
Перед нами добрый, спокойный мир с его нехитрыми радостями. Никакой суеты. Нежная
прелесть лиц, безмятежный
взор, беззвучный смех. Застывшее мгновение.
У Вермеера есть картина,
которая называется «Мастерская живописца». Роскошный
занавес, карта на стене, натурщица с книгой и изящной длинной трубой в руках. На голове
у нее лавровый венок, изображает она аллегорическую Славу.
А живописец за мольбертом — Ян Вермеер. Это автопортрет.
Только лица художника мы
никогда не увидим, он обращен
к нам спиной!
Удивительны людские судьбы. Сначала замечательный
живописец на двести лет затерялся среди своих великих и невеликих собратьев, а в XX веке
его именем воспользовался
обманщик и заработал на нем,
вечно нуждавшемся, миллионы.
Ван Меегерен тоже родился
в Голландии, окончил Академию изящных искусств и мечтал о славе. Он написал о себе:
«Я воображал мир, в котором
был бы королем, а мои подданные — львами!» Однако критики
считали, что ему недостает самобытности, и ругали за подражание старым мастерам.
Затаив обиду, художник уехал
во Францию с мыслью одурачить искусствоведов, торговцев
картинами, а также любителей
живописи, доказать, что он — гений. А сделать это ван Меегерен
задумал самым неожиданным
образом. Но об этом — в следующий раз.