Что общего может быть у озера Байкал, зимнего наблюдения
за волками в парке Иелоустоун,
сезона цветения деревьев на
Майорке, соревнований по лыжным гонкам на лошадях в Монтане и спуска на горных лыжах
с горы Казбек? Только одно — все
это входит в список ЮНЕСКО
как духовное наследие человечества. С недавнего времени в список вошел и самый знаменитый
болгарский праздник — Международный кукерский фестиваль «Сурва». «Сурва» — слово
иранское, означает оно «мощь»,
«силу», «власть». А используют
его для описания сельского года, «сильным годом» считается
тот, который дал богатый урожай. Праздник Сурва — это
праздник плодородия.
Отмечают Сурву в Болгарии
в то же самое время, когда у нас
в России справляют Старый
Новый год. В празднике этом
сходятся и обычаи коледования
с веселыми ряжеными, и щедрая Масленичная идея с ее
призывом к весне приходить
поскорее. С 13 января по селам
близ города Перника — центра
фестиваля — зажигаются праздничные огни и начинают греметь колокольцы, прогоняющие
зло. Сам Перник — город удивительный! Мэрия Перника, начиная с 1966 года, организует
Фестиваль кукерских игр.
Тридцать лет назад, в 1985 году, фестиваль стал международным. А двадцать лет назад,
в 1995 году, Перник был принят в члены Федерации европейских карнавальных городов.
В 2009 году Перник объявили
Европейской столицей сурвакарских и кукерских традиций,
а сам фестиваль признали
«Живым человеческим сокровищем» Болгарии.
Кто же такие кукеры? Кукеры — языческие боги плодородия
и веселья. В кукеров переодеваются молодые мужчины.
Костюмы у кукеров устрашающие — вывернутые наизнанку
шкуры, рога, маски. Маски эти
защищают дом от злых духов,
«глазливых людей и прочей нечисти». Компания у кукеров
необычная — «Баба», «Сборщики податей», «Парикмахер»,
«Царь». «Баба» одета в ветхие
лохмотья, в руках несет корзинку с прялкой и пряжей и «ребенка», сделанного из дерева и
тряпок. «Баба» старается проникнуть в чей-либо дом, чтобы
подменить там настоящего младенца на фальшивого. «Сборщики подати» — те, как положено,
с цепями. Ими они ловят пришедших на праздник людей, собирая «невыплаченные» долги.
А «Парикмахер» «бреет» деревянной саблей ротозеев.
«Царь» же появляется на
самом главном торжестве праздника — «запахивании и засевании». На главной площади
накрывается стол, и «Царь»
произносит тосты за богатый
урожай. Затем кукеров запрягают в плуг вместо волов, «Царь»
распахивает три борозды и засевает их. За это кукеры «убивают» его деревянными саблями,
но он тут же «воскресает». Потом Хаджибаба (предводитель
кукеров) забирается на хомут
«волов-кукеров» и благословляет народ: «Слушайте, млад и
стар! Где кукеров чтут — там
богат урожай! Как роятся пчелы,
так пусть роятся дети, сколько
в море песка — столько вам в доме добра! Пусть провалится
сквозь землю зло и царит добро!» Праздник завершается
веселым кукерским хороводом
на сельской площади, присоединиться к которому может
любой желающий.