Детский журнал Костер
РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»

Январь 2015 года

Журнал Костер. Январь 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Морская газета

Морская газета



Какие бывают корабли?


КЛИПЕРЫ

«Она делает всё, как разумное существо, только говорить не может», — так отзывался о своем корабле капитан клипера «Титания». Действительно, клиперы (или, как нередко говорят моряки, клипера) можно по праву считать вершиной парусного судостроения.

Слово «clip» в английском языке XVIII–XIX веков использовалось для поэтического обозначения высокой скорости (например, так можно было сказать о полете сокола). Именно клипера оказались самыми быстрыми среди парусников. Установленные этими кораблями многочисленные рекорды скорости — в равной мере достижение талантливых корабелов и умелых капитанов, умевших раскрыть возможности судна.

Клипер «Фермопилы»
Клипер «Фермопилы»

Клипер имел три мачты и полное корабельное вооружение — прямые паруса на всех трех мачтах. В дополнение к основным парусам ставились лисели — дополнительные паруса, позволявшие обеспечить судну ход даже в очень слабый ветер. На скорость работали и тщательно рассчитанные обводы корпуса судна. Д. А. Лухманов, командовавший в свое время учебным парусником «Великая княжна Мария Николаевна» (бывший британский клипер «Хесперус» — а Хесперус, или Геспер, — это божество вечерней звезды, самой прекрасной из звезд) рассказывал, что ни в одной точке корпуса метровая линейка не прилегала к борту на всю свою длину — настолько изящными были формы судна!

Клипер «Великая княжна Мария Николаевна»
Клипер «Великая княжна
Мария Николаевна»

Клипера (а их строили в Великобритании, Голландии и Соединенных Штатах) работали на дальних океанских линиях. Британские суда возили в Англию чай из Китая и шерсть из Австралии, голландские ходили в Индонезию, американские обеспечивали сообщение между Сан-Франциско и атлантическими портами США. На «чайной» трассе между быстроходными парусниками устраивались настоящие гонки. Победителя, первым доставившего в Лондон чай нового урожая, ждал денежный приз от грузоотправителей. Самая знаменитая гонка развернулась в 1866 году, ее победители — клипера «Ариэль» и «Тайпинг», финишировали с разницей в 20 минут!

«Катти Сарк» в сухом доке
«Катти Сарк» в сухом доке
(по материалам сайта
http://www.hotels-london-hotel.com)

Пожалуй, самым известным в наши дни клипером «чайного» (а впоследствии — «шерстяного» флота) стал построенный в 1869 году «Катти Сарк» (англ. «короткая рубашка», прозвище знаменитой шотландской ведьмы), который сохраняется в Лондоне как корабль-памятник. В 2007 году легендарный корабль пережил сильнейший пожар, но был успешно восстановлен и с 2012 года вновь принимает посетителей.



Рис. Е. Войшвилло




Михаил Савинов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА