«Она делает всё, как разумное существо, только
говорить не может», — так отзывался о своем корабле
капитан клипера «Титания». Действительно, клиперы
(или, как нередко говорят моряки, клипера) можно
по праву считать вершиной парусного судостроения.
Слово «clip» в английском языке XVIII–XIX веков
использовалось для поэтического обозначения высокой скорости (например, так можно было сказать
о полете сокола). Именно клипера оказались самыми
быстрыми среди парусников. Установленные этими
кораблями многочисленные рекорды скорости — в равной мере достижение талантливых корабелов и умелых капитанов, умевших раскрыть возможности
судна.
Клипер «Фермопилы»
Клипер имел три мачты и
полное корабельное вооружение — прямые паруса на всех
трех мачтах. В дополнение к основным парусам ставились лисели — дополнительные паруса,
позволявшие обеспечить судну
ход даже в очень слабый ветер.
На скорость работали и тщательно рассчитанные обводы
корпуса судна. Д. А. Лухманов,
командовавший в свое время
учебным парусником «Великая
княжна Мария Николаевна»
(бывший британский клипер
«Хесперус» — а Хесперус, или
Геспер, — это божество вечерней
звезды, самой прекрасной из
звезд) рассказывал, что ни в
одной точке корпуса метровая
линейка не прилегала к борту
на всю свою длину — настолько
изящными были формы судна!
Клипер «Великая княжна
Мария Николаевна»
Клипера (а их строили в Великобритании, Голландии и
Соединенных Штатах) работали
на дальних океанских линиях.
Британские суда возили в Англию чай из Китая и шерсть из
Австралии, голландские ходили в Индонезию, американские
обеспечивали сообщение между
Сан-Франциско и атлантическими портами США. На «чайной»
трассе между быстроходными
парусниками устраивались настоящие гонки. Победителя,
первым доставившего в Лондон
чай нового урожая, ждал денежный приз от грузоотправителей. Самая знаменитая гонка
развернулась в 1866 году, ее победители — клипера «Ариэль» и
«Тайпинг», финишировали с разницей в 20 минут!
«Катти Сарк» в сухом доке
(по материалам сайта
http://www.hotels-london-hotel.com)
Пожалуй, самым известным
в наши дни клипером «чайного» (а впоследствии — «шерстяного» флота) стал построенный
в 1869 году «Катти Сарк» (англ.
«короткая рубашка», прозвище знаменитой шотландской
ведьмы), который сохраняется
в Лондоне как корабль-памятник. В 2007 году легендарный
корабль пережил сильнейший
пожар, но был успешно восстановлен и с 2012 года вновь принимает посетителей.