Можно ли быть серьезным,
когда смеешься?
Оказывается, можно.
Это возможно
в оперетте — веселой пьесе,
где много поют и танцуют.
И при этом в серьезный сюжет
вплетаются сцены
самые смешные
и даже нелепые.
Оперетта родилась как веселый жанр в середине XIX века.
Придумал ее французский композитор Жак Оффенбах, большой шутник.
Однажды он решил написать
пародию на длинные скучные
исторические драмы, которые
шли тогда на парижской сцене… Пародия — это когда что-то представляют в комическом
свете. Композитор решил изложить в таком шутливом свете
историю любви античных героев Париса и Елены. Либреттист
написал очень смешную пьесу,
Оффенбах написал к ней очень
веселую музыку для вставных
песенок и танцев. Это были зажигательные танцы парижских
кабаре и варьете. А песни — «шансон» парижских бульваров.
Спектакль получился блестящий! Чем-то он напоминал любимый французами водевиль,
но только гораздо веселее, ироничнее, остроумнее.
Оффенбах вскоре написал
еще несколько оперетт и решил
открыть свой Театр оперетты.
Это случилось в 1855 году. Популярность нового жанра стала
столь огромна, что Оффенбах
объявил конкурс на лучшую
оперетту. В этом конкурсе победил… юный Жорж Бизе, тот
самый, который позже напишет
очень серьезную оперу «Кармен».
Вот так оперетта начала шествие по Европе. Оперетты стали писать и ставить не только
во Франции, но в Австрии, Германии, Италии. Появились
талантливые композиторы,
мастера этого жанра. Особенно
отличалась Австрия. Австрийскую оперетту называли «венской», ибо именно в Вене она
расцветала. Замечательные
оперетты писал король венского вальса
Иоганн Штраус («Летучая мышь», «Цыганский барон»).
Венская оперетта
сильно отличалась от
парижской. В парижской
больше любили подурачиться, пошутить. А венская обратилась к сюжетам
лирическим, а чаще мелодраматическим — то есть
«очень чувствительным». Главным в венской оперетте были не
канкан и не шансон, как
в парижской, а — вальс.
Вена — это ведь столица
вальса. Конечно, и в венской оперетте было много
смешных сцен и смешных героев. Например, оперетта композитора Ференца Легара «Веселая
вдова» — это лирический спектакль, но в то же время очень
веселый.
А Имре Кальман! Он творил
уже в ХХ веке. «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса
цирка», «Фиалка Монмартра»… Эти оперетты и сегодня не сходят с афиш театров. Оперетта
не устаревает. Оперетту любят.
Оперетты пишут. Опереточные театры никогда не пустуют. И не только потому, что там
весело. Но и потому, что это искусство настоящее и серьезное.