На исходе XIX века
казалось, что пуантами
закончилось развитие русского балетного искусства. Мариус Петипа довел до
совершенства искусство
«большого балета», то есть
представление с развитым
сюжетом и с развернутым
музыкальным сопровождением. Среди вершин его — «Спящая красавица»,
«Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского,
«Раймонда» Глазунова.
Но ХХ век принес новые
веяния. Балет становится
синтезом танца, музыки, литературы, живописи. Классический балет с его «пачками»
(короткие воздушные юбочки)
и пуантами уходил в прошлое.
Новый тип балетного спектакля создал русский танцовщик
и балетмейстер Михаил Фокин.
Его «коньком» стали одноактный балет и балетная миниатюра.
Разноцветные, необычные
костюмы артистам придумывали молодые художники Головин, Добужинский, Бакст, Бенуа,
Сомов. Они строили и расписывали замысловатые декорации.
Фокин часто выбирал музыку, написанную совсем не для
балета, например, «Исламей» Балакирева, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, вальсы
Шопена («Шопениана»).
Самую большую славу принесли Фокину балеты на музыку
Стравинского — «Петрушка»,
«Жар-птица». Но их Фокин ставил уже не для петербургского
Мариинского театра, а для «Парижских сезонов Дягилева».
Был в начале ХХ века такой
замечательный антрепренер
(организатор театральных представлений) — Сергей Дягилев.
В 1907 году он организовал в Париже «Русские
сезоны» — симфонические
концерты и выступления
русской оперы. А в 1911году
он создал балетную труппу,
во главе которой встал Михаил Фокин.
«Русский балет Дягилева»
имел феноменальный успех и
оказал огромное влияние на
весь европейский балет позднего времени.
Необычайно расширились
выразительные средства танца.
В него вплелись пантомима и
акробатика. Родился стиль
«свободного танца».
Среди известных его пропагандистов была американская танцовщица Айседора
Дункан, придумывавшая сольные миниатюры с литературно-художественным сюжетом.
Особенно знаменит был ее танец «Марсельеза» по сюжету
картины Делакруа. О «пачках»
и «пуантах» было забыто — Дункан танцевала в простом свободном платье и… босиком.
Рождались другие стили танца — «танец модерн» в Америке,
«ритмопластика» в Германии…
В европейский балет в это время пришли художники новых
течений — Матисс, Пикассо,
Брак, Леже.
Традиции «Русского балета
Дягилева» в 1920–30-х годах
продолжили работавшие с ним
и основавшие потом свои театры балетмейстеры Лифарь,
Баланчин, Нижинский, Анна
Павлова.