К знаменитому итальянскому
танцу под названием тарантелла
обращались в своем творчестве
многие композиторы — Петр
Ильич Чайковский, Клод Дебюсси, Ференц Лист, Фредерик
Шопен, Джоаккино Россини и
другие. Чем он привлекал музыкантов, понятно — трудно
найти более искрометный и
темпераментный танец. А вот
как итальянская тарантелла появилась? Об этом — наш рассказ.
В самом названии тарантеллы таится разгадка ее происхождения. И связана она с пауком-тарантулом. А вот дальше не
все так ясно, как может показаться на первый взгляд. Существует, по крайней мере, две
версии происхождения тарантеллы. Если верить первой,
жутковатой, то в древности по
сицилийским обычаям под музыку тарантеллы осуществлялось
жертвоприношение. Выбранную
девушку, как правило — самую
красивую, закрывали в пещере,
кишащей ядовитыми пауками-тарантулами. Девушка была
вынуждена прыгать между пауками, чтобы избежать укусов.
Ее прыжки сопровождались
ритуальной музыкой, которая
все ускоряла и ускоряла темп.
Несчастная жертва, повинуясь
ритму, двигалась все быстрее и
быстрее, пока не падала от изнеможения. Тут ее и настигала
смерть от паучьих укусов.
Вторая версия тоже связана
с укусом тарантула. Только танец
здесь носил целебный характер,
с его помощью пытались избавиться от попавшего в организм яда. Чем быстрее двигался
укушенный, тем больше была
вероятность, что ему удастся
победить смерть. Использовали тарантеллу и для изгнания
нечистой силы, о чем свидетельствуют документы, датированные еще 1100 годом.
На самом деле, на юге Италии, вокруг греческой колонии
Таранта, действительно обитало,
и до сих пор обитает, множество крупных пауков-тарантулов из семейства пауков-волков.
Но яд этих пауков не представляет опасности для человека,
так что итальянские легенды
основывались на заблуждениях.
А вот девушки провинции Таранта отличались нервной возбудимостью, и чуть что — начинали в прямом смысле слова
«биться в истерике». Болезнь
получила название «тарантизм»
(по названию города), и считалось, что истерику можно было
победить только одним способом — больную нужно было заставить танцевать до потери
сознания. Кстати, тарантеллой
лечат и сейчас — только не от
истерики, а от депрессии.
Тарантелла быстро распространилась по миру. Но в Средние века попала под запрет
из-за чрезмерной увлеченности
танцующих. Особенно отличились парижане. Их пляски доходили до такого неистовства,
что исполнители теряли над
собой контроль, бросались на
землю и глотали камни и угли.
Был и такой случай: разбитая
параличом женщина прикоснулась к усопшему священнику
на его похоронах на кладбище
Сен-Медар — и излечилась!
Тогда вокруг могилы священника стали собираться толпы
больных и отплясывать «танец
исцеления». Название танца
мгновенно стало синонимом
неприличного поведения, и танец запретили. Правда, уже
в XVII веке при кардинале
Барберини тарантеллу стали
исполнять при итальянском
дворе, и танец вновь обрел популярность.