Сентябрь 2009 года
…
ГОЛУБОЕ ЧУДО
Южный океан суровее Северного Ледовитого. Небо сороковых широт всегда закрыто тяжелыми облаками, а океан горбится серо-стальной холодной волной. Если в этакий хмурый денек море у горизонта разольется бирюзой, голубой, как мечта, это значит, вам повезло полюбоваться блювалами.
Антарктические воды — вотчина морских исполинов. Блювал, или синий кит — самое крупное существо из когда-либо обитавших на нашей планете. Новорожденный «малыш» достигает... 7 метров в длину! Семь месяцев спустя, достигнув в длину 15 метров, китенок все еще числится грудничком, ведь мама продолжает вскармливать его молоком. На этой калорийной пище китенок растет с космической скоростью, прибавляя в весе по 75 граммов в минуту, что в сутки составляет более 100 килограммов.
Взрослый самец в расцвете сил имеет свыше 30 метров в длину и 150 тонн веса. Это не предел. Некоторые киты к старости перешагивают 300-тонный рубеж.
Синий кит необычайно красив. Спина голубого цвета, а собранная в складки нежная кожа брюха украшена охристо-желтой пленкой из микроскопических диатомовых водорослей. Цепочка бирюзовых спин блювалов, неторопливо плывущих по океану, — картина незабываемая.
Зоологи считают, что семьи у блювалов создаются на всю жизнь. Супруги очень дружны. Они постоянно обмениваются между собой различными звуковыми сигналами и всегда действуют согласованно. «Пасутся» синие киты у самой поверхности. Открыв рот, они «прочесывают» стаи мелких рачков. Подержав рот открытым с полминуты, блювал прижимает язык к небу, отжимая улов. Вода легко процеживается сквозь частокол роговых пластин, свисающих с верхней челюсти, а пища отправляется в желудок. Чтобы чувствовать себя сытым, гигант должен иметь в желудке две тонны рачков. Если киты охотятся в глубине, то, всплывая на поверхность, делают выдох, выпуская из дыхала струю воздуха, насыщенную водяными парами. Узкая струя на высоте пятиэтажного дома образует султан. Так называемые фонтаны китов помогали китобоям находить их в океане.
Оба родителя заботливо пестуют своего единственного отпрыска, пока тот не подрастет настолько, чтобы пуститься странствовать по белу свету, нагуливая жирок. Самое трудное — отучить его от материнского молока. Обычно соски молочных желез спрятаны у матери в специальные карманчики и снаружи почти не видны. Самка выпускает их, когда малыш дает ей понять, что проголодался. Сосать молоко китенку не приходится, в воде это делать трудно. Мать просто впрыскивает порцию молока ему в рот. Когда детенышу исполнится семь месяцев, мать перестает выпускать соски из карманчиков. «Зверенышу» остается лишь последовать примеру родителей и, открыв пошире пасть, набрать полный рот разной мелюзги.
Огромные размеры оказались для китов несчастьем. Сто пятьдесят тонн отличного сырья, из коих около четверти жира — большое богатство. Жир использовали на изготовление мыла и маргарина. Из костей получали клей, желатин и костную муку. Огромная печень — настоящий склад витамина А. Железы внутренней секреции позволяют медикам получать ценнейшие лекарства. Из крови и внутренних органов делали удобрения. Мясо синих китов едят в Японии и в Норвегии. Несомненные достоинства синего кита решили его участь. Когда в Южном полушарии наступало лето, киты устремлялись в антарктические воды на жировку. Там их уже поджидали китобои и безжалостно били, заботясь лишь о том, чтобы скорее наполнить трюмы.
Б.Ф. Сергеев доктор биологических наук |
Художник Татьяна Капустина | Страничка автора | Страничка художника |