Архив журнала для детей Костер

Сентябрь 2009 года

Журнал Костер. Сентябрь 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий

«КАСПИЙСКИЕ ДРАКОНЫ»

Про эти аппараты трудно сказать: самолеты это или морские корабли? Наверное, они являются и тем, и другим. Поэтому и название у них свое — экранопланы. Сейчас во всем мире их немного, и все, можно сказать, опытные. Самые большие и мощные экранопланы построены в нашей стране.

Конструктор экранопланов Ростислав Евгеньевич Алексеев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

В середине 60-х годов прошлого века американские разведывательные спутники «засекли» в Каспийском море поразительный объект. Стало ясно, что в Советском Союзе испытывается новое оружие — то ли корабль, то ли самолет-ракетоносец.

Конструктор экранопланов Ростислав Евгеньевич Алексеев

Аппарат имел крылья размахом до 40 метров, корпус длиной более 90 метров и мощные реактивные двигатели. Американские военные назвали этот чудо-аппарат «каспийским драконом».

Это был экраноплан невиданных размеров и веса — более 400 тонн! Работа над ним считалась большой государственной тайной. Имя главного конструктора не разглашалось. Между тем имя его было широко известно, но в связи с постройкой других кораблей. Да кто же не знал Ростислава Евгеньевича Алексеева, создателя целого флота пассажирских теплоходов на подводных крыльях: «Ракет», «Метеоров», «Спутников».

Он заинтересовался экранопланами еще в конце 50-х годов, когда выяснилось, что скорость в 100-150 километров в час — предел для подводных крыльев. Чтобы преодолеть этот скоростной барьер, следовало корабль поднять из воды, заставить его лететь низко над ее поверхностью, экраном, на высоте трех-четырех метров.

СЕКРЕТНЫЙ РЕЙС

Опорой для такого — летающего — корабля служил бы слой сжатого воздуха под крылом, возникающий при быстром движении, так называемая динамическая воздушная подушка. Она делает экранопланы гораздо экономичнее и грузоподъемнее обычных самолетов.

Гигантский экраноплан «каспийский дракон»

Задумывая свои удивительные аппараты, Алексеев видел в них в первую очередь военные корабли — транспортные, десантные, ракетоносные.

Экраноплан-гигант был спущен на воду в городе Горьком (теперь Нижнем Новгороде) в марте 1966 года и около месяца шел на буксире по Волге к Каспию. Как объект сверхсекретный, его вели с отстыкованными крыльями, накрытым маскировочной сеткой. Шли только по ночам, а днем останавливались в укромных местах.

Испытательной базой стал безлюдный остров Чечень близ Каспийска, городка около Махачкалы. В первый полет 18 октября 1966 года Алексеев вывел экраноплан сам. Произошло это ранним утром, на рассвете. Заревели двигатели, корабль помчался вперед, оторвался от воды и полетел на высоте нескольких метров, как и было задумано. Начались дни испытательных рейсов над Каспийским морем и сушей.

ЛЕТАЮЩЕЕ ЧУДОВИЩЕ

Таким представлялся Алексееву пассажирский экраноплан

Экраноплан развивал скорость до 500 километров в час, был маневренным и позволял «закладывать» такие крутые развороты, при которых конец крыла чуть ли не касался воды.

Один из очевидцев полета «каспийского дракона» вспоминал: «Наш баркас был уже недалеко от берега, когда со стороны моря стал нарастать рев моторов. Мы увидели, что к нам быстро приближается непонятное железное чудовище — то ли самолет, то ли корабль, мчащийся низко над водой. Мы растерялись и оцепенели. Когда нас разделяли метров сто, оно, заломив крутой вираж, стало поворачивать в сторону острова. Казалось, что крыло его вот-вот врежется в волны. Но нет — вода под ним будто прогнулась, чудовище выровнялось и продолжало свой ход к суше».

На государственных испытаниях Алексеев передавал управление экранопланом летчикам. Управление же это имело свои особенности. Ошибки могли привести к серьезной аварии, а то и катастрофе. И такое однажды случилось. В море поднялся сильный ветер. Летчики решили взлететь повыше, над волнами, но, оторвавшись от экрана, машина вдруг потеряла устойчивость, спикировала в воду и погубила пилотов.

Порт пассажирских экранопланов будущего

ДЕСАНТНЫЙ «ОРЛЕНОК»

Новый экраноплан «Орленок» вышел на испытания в 1974 году. Он также по виду напоминал самолет, но был значительно меньше «каспийского дракона» и создавался как десантно-транспортный корабль. Загружаться он мог, выходя на берег. Тогда «белужий» нос корабля вместе с кабиной экипажа, стартовыми реактивными двигателями, пулеметной башней откидывался в сторону, и боевая техника свободно въезжала в его просторное чрево.

Ни одна страна в мире, кроме нашей, не имела и до сих пор не имеет ничего подобного. Ростислав Евгеньевич работал самозабвенно, почти не зная отдыха, презирая житейские блага. Трудности же, различные каверзы подстерегали его на каждом шагу. Именно с «Орленком» произошел случай, который едва не закончился еще одной страшной катастрофой.

Был ноябрь. После шторма в море гуляли волны. Полет требовал от экипажа предельного внимания. На борту экраноплана находилось около 40 человек — испытатели, в том числе Алексеев, и члены технической комиссии. Корабль уже выполнил несколько заходов, когда стали отрабатывать посадку поперек волны.

Экраноплан «Спасатель»

КОРАБЛИ БУДУЩЕГО

Пилот сделал это так резко, что материал корпуса не выдержал удара о воду. Алексеев выглянул в верхний люк, затем молча сел за штурвал и повел машину назад.

Уже «дома», выйдя из экраноплана, все ахнули: у корабля… не было кормы, она оторвалась при ударе о воду. Ростислав Евгеньевич сказал тогда то ли в шутку, то ли всерьез: «Кормы лишились, а дошли. Вот это надежность!»

Последней разработкой Алексеева стал экраноплан «Лунь» весом свыше 400 тонн. На «спине» этого корабля были установлены шесть контейнеров со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами.

Ростислав Евгеньевич не дожил до испытания своего летающего ракетоносца. Он скончался от тяжелой болезни 9 февраля 1980 года в возрасте 64-х лет. После его смерти на основе военного экраноплана «Лунь» был разработан летающий корабль «Спасатель», предназначенный для оказания помощи при морских катастрофах. Началась его постройка. Пассажирских же экранопланов до сих пор нет. Видно, время гигантских летающих кораблей, о которых мечтал Алексеев, еще не наступило. А оно, несомненно, наступит. Вот тогда и потребуются, как воздух, идеи и труды великого Конструктора.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»