В России всегда любили
танцевать. А что касается
истории Петербурга, то она,
можно сказать, начиналась с
танцев. Не верите? Кто основал
Петербург? Правильно, Петр
Первый. Но ведь он был большим поклонником бальных
танцев. Он обучился им, еще
совсем юный, во время первых
заграничных поездок в Голландию, Францию, Англию. И когда Петербург начали строить,
Петр среди первых издал указ:
устраивать в нем «ассамблеи».
Это веселые светские гуляния
с танцами. Их устраивали и в
частных домах, и в садах — например, в Летнем саду.
А в 1738 году в Петербурге
была открыта первая в России
Танцевальная школа. Поскольку русских танцевальных педагогов еще не было, в Школе
преподавали иностранные педагоги. Это были знаменитые,
талантливые танцоры — француз Ланде, основатель Школы,
немец Хильфердинг, итальянец
Канциани. А в начале XIX века
в Россию приехал французский
танцор и балетмейстер Дидло.
Он преподавал в Театральной школе и ставил
балеты на императорской
сцене. Из его школьного
класса вышли такие знаменитые русские танцоры,
как Истомина, воспетая
Пушкиным, Телешова, Глушковский.
Именно в России Дидло
стал знаменит. «Здесь и Дидло венчался славой», — сказал
о нем Пушкин. В Петербурге
Дидло поставил более 50 балетов. Его искусство было, по
сути, искусством наступавшей
поэтичной романтической эпохи. Творили тогда в Петербурге
также известнейшие балетмейстеры — Вальберх из Чехии,
француз Перро, итальянец Филиппо Тальони.
Приезжали в Петербург на
гастроли и знаменитые «романтические» танцовщики Европы,
среди которых самой удивительной, самой поэтичной была
дочь балетмейстера Тальони — Мария Тальони. Особенно она
прославилась в роли Сильфиды
из одноименного балета. Во
время гастролей Тальони в Петербурге эта роль была так популярна, что превратилась в
романтический символ времени. Марию Тальони
называли художником в танце. Ее так
любили, что ей первой
на русской сцене стали
подносить живые цветы — раньше полагалось искусственные.
Тальони прожила в Петербурге несколько лет. Но многие
иностранные танцовщики и
балетмейстеры нашли в России
вторую родину. Среди них был
Мариус Петипа, лучший постановщик балетов Чайковского,
Глазунова, Минкуса, Адана. Он
прожил в Петербурге 50 лет и
поставил несметное число балетов. На сцене Мариинского
театра в его балетах танцевали
Кшесинская, Карсавина, Нижинский, Анна Павлова. Петипа преобразил русский балет — и
с технической стороны, и с художественной. Между прочим, именно Петипа придумал пуанты — балетные тапочки, которые
позволяли балеринам танцевать
«на пальчиках».