Итак, пароходы вышли в море. Но была в морском деле одна область, в которой пар очень
долго не мог потеснить паруса.
Этой областью оказались грузовые перевозки.
На дальних океанских линиях
парусник был удобнее парохода. Да, он зависит от ветра, но
не расходует уголь, а значит,
ему не нужно часто заходить в
порты. Котлы и машины не занимают лишнего места на борту парусного судна — это место
можно загрузить товарами. Что
же касается скорости, то в это
время судостроители довели
конструкцию парусников до совершенства — при хорошем ветре и в руках умелого капитана
они легко обгоняли любой пароход.
Вершиной парусного судостроения стали английские
чайные клипера, совершавшие
рейсы между английскими и
китайскими портами. Об этих
кораблях у нас обязательно будет отдельный рассказ. А сегодня поговорим о последних
гигантах парусного грузового
флота — немецких «винджаммерах» — «выжимателях ветра» (от англ.
wind — «ветер» и jam — «сжимать»).
Германия позже других европейских стран
вышла на просторы океанов. Зато у нее была
мощная, бурно растущая
промышленность, позволявшая быстро строить
могучие корабли. В начале
ХХ в. на океанские трассы
один за другим выходили большие германские парусники — четырехмачтовые «Памир»,
«Пекин», «Магдалена Виннен»,
«Падуя», и самые большие корабли, с пятью мачтами — «Потоси» и «Пруссия».
Эти стальные гиганты работали на линиях Европа—Чили
и Европа—Австралия. Они
возили самые разные грузы,
некоторые из винджаммеров
ставили на переходах рекорды
скорости.
Два четырехмачтовых «выжимателя ветра» — барки «Падуя»
и «Коммодор Ионсен» (бывшая
«Магдалена Виннен») после Великой Отечественной войны
попали в советский флот. Они
были переданы нашей стране в
счет репараций (репарация — полное или частичное возмещение материального ущерба,
причиненного войной, выплачиваемое государству-победителю побежденной стороной) с
побежденной гитлеровской Германии. Суда получили новые
имена в честь русских мореплавателей — «Крузенштерн» и
«Седов».
Оба парусника и в наши дни в
строю — на них проходят практику курсанты морских училищ. Они ходят в кругосветные
походы, участвуют и побеждают
в международных гонках парусных судов. На снимках — «Седов» и «Крузенштерн» у причалов
Петербурга.