Архив журнала для детей Костер

Август 2013 года

Журнал Костер. Август 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Морская газета

Морская газета

«ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА»

Какие бывают корабли?

Итак, пароходы вышли в море. Но была в морском деле одна область, в которой пар очень долго не мог потеснить паруса. Этой областью оказались грузовые перевозки.

На дальних океанских линиях парусник был удобнее парохода. Да, он зависит от ветра, но не расходует уголь, а значит, ему не нужно часто заходить в порты. Котлы и машины не занимают лишнего места на борту парусного судна — это место можно загрузить товарами. Что же касается скорости, то в это время судостроители довели конструкцию парусников до совершенства — при хорошем ветре и в руках умелого капитана они легко обгоняли любой пароход.

Вершиной парусного судостроения стали английские чайные клипера, совершавшие рейсы между английскими и китайскими портами. Об этих кораблях у нас обязательно будет отдельный рассказ. А сегодня поговорим о последних гигантах парусного грузового флота — немецких «винджаммерах» — «выжимателях ветра» (от англ. wind — «ветер» и jam — «сжимать»).

Германия позже других европейских стран вышла на просторы океанов. Зато у нее была мощная, бурно растущая промышленность, позволявшая быстро строить могучие корабли. В начале ХХ в. на океанские трассы один за другим выходили большие германские парусники — четырехмачтовые «Памир», «Пекин», «Магдалена Виннен», «Падуя», и самые большие корабли, с пятью мачтами — «Потоси» и «Пруссия».

Барк «Седов»

Эти стальные гиганты работали на линиях Европа—Чили и Европа—Австралия. Они возили самые разные грузы, некоторые из винджаммеров ставили на переходах рекорды скорости.

Два четырехмачтовых «выжимателя ветра» — барки «Падуя» и «Коммодор Ионсен» (бывшая «Магдалена Виннен») после Великой Отечественной войны попали в советский флот. Они были переданы нашей стране в счет репараций (репарация — полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной, выплачиваемое государству-победителю побежденной стороной) с побежденной гитлеровской Германии. Суда получили новые имена в честь русских мореплавателей — «Крузенштерн» и «Седов».

Оба парусника и в наши дни в строю — на них проходят практику курсанты морских училищ. Они ходят в кругосветные походы, участвуют и побеждают в международных гонках парусных судов. На снимках — «Седов» и «Крузенштерн» у причалов Петербурга.

Барк «Крузенштерн»



Михаил Савинов


Страничка автора



Важное на сайте Костра Русская народная сказка

Как Василиса на войну поехала

Царевна

Как Василиса на войну поехала
Выбор читателей Русская народная сказка

Солдатская шинель

Сон солдата

Солдатская шинель
Рассказы о природе

Евгений Чарушин

Томкины сны

Собака


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»