Архив журнала для детей Костер

Август 2013 года

Журнал Костер. Август 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

ЗАЧЕМ прятали мамонта? Игра в прятки Вот в чем вопрос

Сегодня известно почти три с половиной сотни расписанных пещер, и открытия продолжаются. Самой древней — 32 тысячи лет. Чаще всего подземные галереи встречаются в Пиренеях: южной Франции и северной Испании, но есть они и в Италии, России, Монголии, Китае.

Сквозь всю Евразию с Запада на Восток тянутся горы. В их пещерах первобытные мастера оставили десятки тысяч звериных «портретов» разных размеров — от мамонта величиной с ладонь до пятиметрового быка. Рисунки изящны и точны. Изображенные в покое или беге, звери выглядят удивительно живо. Прежде чем взяться за краски, художник наносил на скальную поверхность контур: процарапывал камнем или рисовал углем.

Французская почтовая марка с рисунками пещеры Руффиньяк

Французская почтовая марка
с рисунками пещеры Руффиньяк

Четыре цвета составляли палитру: красный и желтый получали из охры (железистой глины), черный — из древесного угля, белый — из мела. Синий и зеленый пещерные живописцы не применяли. Красящие вещества мешали с животным жиром или костным мозгом и наносили их кистью либо выдували из трубок. В плошках, освещавших художнику «рабочее место», горела смола, жир или костный мозг. И чем больше ученые находили и узнавали, тем больше загадок ставила пещерная живопись.

Наскальные рисунки пещеры Ля Мут

Наскальные рисунки пещеры Ля Мут

Главная тайна начиналась прямо у входа под землю. Обычно люди вешают в доме картины на самом видном месте. А музеи возводят там, куда можно доехать. Мастера наскальной живописи выбирали для своих творений места от весьма укромных до изощренно труднодоступных. Их фантазия в упрятывании собственных произведений была богатой и разнообразной.

Живопись пещеры Нио

Живопись пещеры Нио

Рисовать старались подальше от входа и там, куда исключительно сложно добраться. Пещеру Ля Мут в южной Франции впервые исследовали дети. Они ползли по узким ходам и перелезали через каменистые завалы, пока не обнаружили рисунок быка в 100 метрах от входа. В пещере Нио, состоящей из коридоров длиной 1200 метров, живопись начинается только через 500 метров от входа, у середины горы. А чтобы добраться до мамонтов и носорогов пещеры Руффиньяк, нужно пройти почти 2 километра.

Живопись пещеры Руффиньяк

Живопись пещеры Руффиньяк

В 1912 году во время летних каникул три старшеклассника из города Тулузы и их деревенский приятель решили поискать приключений в пещере Тюк д’Одубер. Путь лежал по подземной реке и затем сквозь почти вертикальную трубу. Она переходила в узкий лаз, чуть шире кроличьей норы. Протиснувшись через него на «второй этаж», молодые люди, согнувшись, добрались до конца каменных галерей. В последнем зале, в самой толще горы, они обнаружили скульптуры каменного века.

Это были глиняные бизоны. На следующий день отец мальчиков, археолог Бегуен, захотел осмотреть находку: ведь раньше обнаруживали только живопись каменного века. Скульптуру открыли в первый раз. Однако Бегуен застрял в самом узком месте лаза, и лишь совместными усилиями братьев его удалось протащить сквозь отверстие навстречу сенсационной находке.

Скульптуры каменного века в пещере Тюк д’Одубер

Скульптуры каменного века в пещере
Тюк д’Одубер



Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»