Сегодня известно почти
три с половиной сотни расписанных пещер, и открытия
продолжаются. Самой древней — 32 тысячи лет. Чаще
всего подземные галереи
встречаются в Пиренеях: южной Франции и северной Испании, но есть они и в Италии,
России, Монголии, Китае.
Сквозь всю Евразию с Запада
на Восток тянутся горы. В их
пещерах первобытные мастера
оставили десятки тысяч звериных «портретов» разных размеров — от мамонта величиной
с ладонь до пятиметрового быка. Рисунки изящны и точны.
Изображенные в покое или
беге, звери выглядят удивительно живо. Прежде чем взяться за краски, художник наносил
на скальную поверхность контур: процарапывал камнем или
рисовал углем.
Французская почтовая
марка с рисунками
пещеры Руффиньяк
Четыре цвета составляли палитру: красный и желтый получали из охры (железистой
глины), черный — из древесного
угля, белый — из мела. Синий и
зеленый пещерные живописцы
не применяли. Красящие вещества мешали с животным жиром или костным мозгом и
наносили их кистью либо выдували из трубок. В плошках,
освещавших художнику «рабочее место», горела смола, жир
или костный мозг. И чем больше ученые находили и узнавали, тем больше загадок ставила
пещерная живопись.
Наскальные рисунки
пещеры Ля Мут
Главная тайна начиналась прямо у входа под землю. Обычно
люди вешают в доме картины
на самом видном месте. А музеи возводят там, куда можно
доехать. Мастера наскальной
живописи выбирали для своих
творений места от весьма
укромных до изощренно труднодоступных. Их фантазия в
упрятывании собственных произведений была богатой и разнообразной.
Живопись
пещеры Нио
Рисовать старались подальше
от входа и там, куда исключительно сложно добраться. Пещеру Ля Мут в южной Франции
впервые исследовали дети. Они
ползли по узким ходам и перелезали через каменистые завалы, пока не обнаружили рисунок
быка в 100 метрах от входа. В пещере Нио, состоящей из коридоров длиной 1200 метров,
живопись начинается только
через 500 метров от входа, у середины горы. А чтобы добраться до мамонтов и носорогов
пещеры Руффиньяк, нужно
пройти почти 2 километра.
Живопись пещеры
Руффиньяк
В 1912 году во время летних
каникул три старшеклассника
из города Тулузы и их деревенский приятель решили поискать приключений в пещере
Тюк д’Одубер. Путь лежал по
подземной реке и затем сквозь
почти вертикальную трубу. Она
переходила в узкий лаз, чуть
шире кроличьей норы. Протиснувшись через него на «второй
этаж», молодые люди, согнувшись, добрались до конца каменных галерей. В последнем
зале, в самой толще горы, они
обнаружили скульптуры каменного века.
Это были глиняные бизоны.
На следующий день отец мальчиков, археолог Бегуен, захотел осмотреть находку: ведь
раньше обнаруживали только
живопись каменного века.
Скульптуру открыли в первый раз. Однако Бегуен застрял
в самом узком месте лаза, и
лишь совместными усилиями
братьев его удалось протащить
сквозь отверстие навстречу
сенсационной находке.