Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2008 года

Журнал Костер. Май-июнь 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий Четыреста прыжков с Монгольфьера

ЗАБЫТАЯ ПРОФЕССИЯ

«Едет Древницкий! Едет Древницкий!» — извещали нижегородские газеты в начале августа 1913 года. Юзеф Маврикиевич Древницкий был странствующим воздухоплавателем-парашютистом. Теперь такой профессии нет, она давно ушла в прошлое. А тогда Древницкий со своим шаром объездил пол-России, и очевидцами его опасных выступлений стали тысячи людей.

В Нижнем Новгороде он поднимался из Лубянского сада. День 27 августа выдался ветреным. Шар сразу понесло на телефонные провода. «Один провод я оборвал туловищем, — рассказывал воздухоплаватель, — но тут же попались два очень прочных, в которых я крепко запутался. Между тем, шар тянул меня за собой, и я почувствовал, как пояс, соединявший меня с парашютом, режет мое тело. После смертельной боли я упал, так как лопнула, наконец, связующая веревка, на которой можно было слона повесить».

Древницкого отбросило на крышу какого-то павильона. Сам он встать не мог. На носилках его вынесли из сада и отправили в больницу.


БЕССТРАШНЫЕ БРАТЬЯ

Программа «аэростатического представления» Станислава Древницкого
Программа «аэростатического представления» Станислава Древницкого

Старший брат Юзефа, Станислав Древницкий, тоже был аэронавтом-парашютистом. Подобно цирковым артистам, братья ездили из города в город. Полеты совершались из увеселительных садов, с ипподромов и велотреков. На взлетную площадку продавались билеты. Увы, большинство зрителей предпочитали наблюдать полет и прыжок даром, стоя за оградой сада. Так что сборы были совсем небольшими. Часа за два до полета начиналось наполнение монгольфьера нагретым воздухом. Заранее на стартовой площадке строили низенькую печь. По обеим сторонам ее устанавливали два высоких столба. Оболочку шара (внизу у нее было большое отверстие) подвешивали к середине веревки, протянутой между столбами. Печь оказывалась внутри шара. Помощник воздухоплавателя забирался под оболочку и разжигал в печи огонь. Жгли солому. Монгольфьер постепенно полнел и, в конце концов, принимал форму гигантской груши. Шар снимали с печи и относили в сторону.

Объявление о полете Юзефа Древницкого в Тифлисе
Объявление о полете Юзефа Древницкого в Тифлисе

Станислав Древницкий прикреплял купол парашюта к боку шара и взлетал, сидя на трапеции. Высоко над землей, соскочив с сиденья, он своей тяжестью отрывал парашют. Через две-три секунды парашют раскрывался. Опускаться приходилось на крыши домов, на деревья, куда попало. Случалось всякое.

ТРАГИЧЕСКИЙ ПРЫЖОК

Взлет монгольфьера с парашютом
Взлет монгольфьера с парашютом
Взлет монгольфьера с парашютом

Для Станислава 124-й полет стал роковым. Произошло это 2 июля 1895 года в Витебске. При подъеме шар задел за столб. Древницкий не удержался на трапеции и с высоты полутора десятков метров упал на землю в нескольких шагах от объятой ужасом публики. Без чувств его внесли в садовой павильон. Он пришел в себя, попросил воды и через несколько минут скончался.

Трагическая гибель брата не испугала Юзефа Древницкого, не заставила бросить любимое дело. Он продолжал летать и прыгать с парашютом.

В отличие от брата, Юзеф цеплял парашют под шаром при помощи специального замка. Воздухоплаватель в полете висел на вытянутых стропах парашюта.

Поднимался он на высоту 500-600 метров, не более. Здесь отделялся от шара и стремительно, камнем, несся вниз («Жуткий момент!», — замечала одна газета). Затем парашют раскрывался, и на земле все облегченно вздыхали. Покинутый же монгольфьер переворачивался и падал, оставляя за собой шлейф черного дыма.

Нечего и говорить, что жизнь Древницкого была полна риска. Три месяца спустя после гибели брата, осенью 1895 года, он приехал в Баку. Накануне погода стояла великолепная, но затем подул норд. Все же Древницкий решил полет не отменять. Быстро поднявшись, он заметил, что ветер несет его к морю. Опускаться с парашютом в воду ему еще не приходилось. Теперь приводнение было неизбежным.

Спуск воздухоплавателя с парашютом
Спуск воздухоплавателя с парашютом. Вверху падающий монгольфьер

ПОЖАР В ВОЗДУХЕ

Вода оказалась теплой, но сильные волны то и дело захлестывали воздухоплавателя. «Парашюта из рук я не выпускал, — рассказывал Юзеф Маврикиевич, — но старался плыть в противоположную сторону от него. Однако мало-помалу парашют стал намокать, погружаться в воду и тянуть меня за собой ко дну». К счастью, вскоре подошел таможенный баркас и поднял на борт уже терявшего силы воздухоплавателя.

Весной 1896 года в Тифлисе, уступая требованиям публики, он взлетел прямо-таки в настоящую бурю. Шар снесло на трехэтажный дом, и Древницкий счел за благоразумие отцепить парашют и упасть на крышу. Он сломал ногу, но остался жив.

А во время полета в Самаре его монгольфьер загорелся в воздухе. Спас парашют. Случалось Древницкому опускаться и в Днепр около Екатеринослава, и в Балтийское море возле Либавы, и в озеро под Петербургом.

Иногда он выступал со своей ученицей и родственницей — Ольгой Древницкой, также совершившей немало прыжков с парашютом. К 1910 году у Ю. М. Древницкого насчитывалось более 400 прыжков — цифра и в наши дни солидная.

Как раз в том, 1910, году, ранней осенью, в Петербурге состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания, первые состязания русских летчиков. Участвовал в них, так сказать, вне конкурса, и Юзеф Древницкий, единственный парашютист на соревнованиях.

ЖИЗНЬ НА КАРТУ!

Юзеф Древницкий в больнице после аварии в Нижнем Новгороде
Юзеф Древницкий в больнице после аварии в Нижнем Новгороде

Отвага его поражала даже летчиков. «Смельчак большой, — с восхищением писала о нем петербургская газета. — Когда он поднялся на громадную высоту и оттуда бросился вниз, то дух замер. Ведь каждый полет— это жизнь на карту!».

Прыгал Древницкий и в тот день, когда на Комендантском аэродроме произошла ужасная катастрофа. Вечером 24 сентября «фарман» авиатора Льва Мациевича разрушился в воздухе. Пилот, на высоте четырехсот метров выпавший из машины, был обречен. Авиаторы тогда летали без парашютов. Авиационного парашюта еще не существовало.

Древницкий и до катастрофы, постигшей Мациевича, задумывался над тем, как должен быть устроен парашют для авиаторов, и даже разрабатывал его конструкцию. «По своему личному опыту знаю, — писал он, — что парашют является единственным надежным спасательным прибором для воздухоплавателей в случае катастрофы с шаром. Такую же роль, я уверен, ему придется играть и для аппаратов тяжелее воздуха, аэропланов».

Первая мировая война положила конец полетам бесстрашного аэронавта. Древницкий поселился в Москве, работал журналистом. Это дело он тоже хорошо знал. В 1917 году Юзеф Маврикиевич тяжело заболел и вскоре скончался в возрасте 50 лет. Аварии и падения не прошли даром.




Геннадий Черненко
Художник А. Джигирей
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»