У первого Российского
театра не оказалось помещения. Тогда императрица велела отдать бывший
дом вице-канцлера Михаила
Головкина на Васильевском
острове, а в то время — Российский комедиантский дом, в
нем силами русских певцов
ставились «на пробу» только
что появлявшиеся новые оперы. Но вскоре случилось несчастье. В 1762 году, когда на
престол вступила Екатерина II,
Волков занимался грандиозным уличным маскарадом. Во
время подготовки он простудился и умер. Труппа его продолжала давать представления
в придворных «Оперных домах».
В 1766 году Екатерина II решила объединить придворные
труппы под началом учрежденной ею Дирекции петербургских придворных театров. В
состав Дирекции вошли русская, немецкая, французская и
итальянская труппы, актеры в
них делились на оперных, драматических и балетных. Труппы не имели своих помещений
и играли, «где велят». В царствование Екатерины в Санкт-Петербурге было несколько
театральных зданий, в том числе три придворных «Оперных
дома». В 1783 году в одном из
корпусов Зимнего дворца архитектором Джакомо Кваренги
был создан Эрмитажный театр.
В том же году был куплен в
казну частный Театр Книппера
на Марсовом поле, получивший
название Малый (или Деревянный) театр. Почему такое название?
Дело в том, что в 1783 году на
Карусельной площади (которая
стала с тех пор называться Театральной) архитектором Антонио Ринальди был возведен по
указу Екатерины первый в Петербурге грандиозный каменный (кирпичный) театр. Он
стал называться Большим (или
Каменным), а театр на Марсовом поле стал Малым. В отличие от Большого, его называли
Деревянным. Большой театр
был общедоступным — билеты
на спектакли стоили недорого.
На сцене Большого театра шли
и драматические спектакли, и
оперные, и балетные, причем
труппы играли и русские, и
иностранные.
В это время ведущей фигурой
русской труппы стал друг и
сподвижник Волкова — Иван
Дмитревский. Это был выдающийся актер и театральный
деятель. Он воспитал несколько
поколений артистов, составил
первую Историю российского
театра, перевел на русский несколько французских и немецких
пьес. Он стал одним из
первых русских режиссеров и, кстати, первым
поставил пьесу Фонвизина «Недоросль».
В царствование Екатерины II появилось также
немало замечательных драматургов. При Елизавете
Петровне главным драматургом считался Сумароков.
Тогда царствовал классицизм. Ставились в основном
трагедии с сюжетами из
русской и античной истории. Персонажи — цари, полководцы, герои.
Как правило, пьесы были
в стихах, поэтому текст декламировался. Декламация сопровождалась преувеличенно
торжественными жестами. Но
вот при Екатерине появились
пьесы «чувствительные», героями которых стали простые
люди, выражающие свои чувства обычно: «слёзные комедии» — пьесы про любовь,
«мещанские драмы» из жизни
обывателей (мещан). Это течение назвали сентиментализмом, от французского слова
«сантимент» — чувство.