Архив журнала для детей Костер

Апрель 2013 года

Журнал Костер. Апрель 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




И эхо таинства за шелестом кулис...

И эхо таинства за шелестом кулис... Театры нужны разные

У первого Российского театра не оказалось помещения. Тогда императрица велела отдать бывший дом вице-канцлера Михаила Головкина на Васильевском острове, а в то время — Российский комедиантский дом, в нем силами русских певцов ставились «на пробу» только что появлявшиеся новые оперы. Но вскоре случилось несчастье. В 1762 году, когда на престол вступила Екатерина II, Волков занимался грандиозным уличным маскарадом. Во время подготовки он простудился и умер. Труппа его продолжала давать представления в придворных «Оперных домах».

Портера

В 1766 году Екатерина II решила объединить придворные труппы под началом учрежденной ею Дирекции петербургских придворных театров. В состав Дирекции вошли русская, немецкая, французская и итальянская труппы, актеры в них делились на оперных, драматических и балетных. Труппы не имели своих помещений и играли, «где велят». В царствование Екатерины в Санкт-Петербурге было несколько театральных зданий, в том числе три придворных «Оперных дома». В 1783 году в одном из корпусов Зимнего дворца архитектором Джакомо Кваренги был создан Эрмитажный театр.

При Елизавете Петровне управлял классицизм
И. Дмитревский. Первая история русского театра
При Екатерине II чувствительные пьесы

В том же году был куплен в казну частный Театр Книппера на Марсовом поле, получивший название Малый (или Деревянный) театр. Почему такое название?

Дело в том, что в 1783 году на Карусельной площади (которая стала с тех пор называться Театральной) архитектором Антонио Ринальди был возведен по указу Екатерины первый в Петербурге грандиозный каменный (кирпичный) театр. Он стал называться Большим (или Каменным), а театр на Марсовом поле стал Малым. В отличие от Большого, его называли Деревянным. Большой театр был общедоступным — билеты на спектакли стоили недорого. На сцене Большого театра шли и драматические спектакли, и оперные, и балетные, причем труппы играли и русские, и иностранные.

В это время ведущей фигурой русской труппы стал друг и сподвижник Волкова — Иван Дмитревский. Это был выдающийся актер и театральный деятель. Он воспитал несколько поколений артистов, составил первую Историю российского театра, перевел на русский несколько французских и немецких пьес. Он стал одним из первых русских режиссеров и, кстати, первым поставил пьесу Фонвизина «Недоросль».

В царствование Екатерины II появилось также немало замечательных драматургов. При Елизавете Петровне главным драматургом считался Сумароков. Тогда царствовал классицизм. Ставились в основном трагедии с сюжетами из русской и античной истории. Персонажи — цари, полководцы, герои. Как правило, пьесы были в стихах, поэтому текст декламировался. Декламация сопровождалась преувеличенно торжественными жестами. Но вот при Екатерине появились пьесы «чувствительные», героями которых стали простые люди, выражающие свои чувства обычно: «слёзные комедии» — пьесы про любовь, «мещанские драмы» из жизни обывателей (мещан). Это течение назвали сентиментализмом, от французского слова «сантимент» — чувство.

Театральные ряды

Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»