Архив журнала для детей Костер

Апрель 2013 года

Журнал Костер. Апрель 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




И эхо таинства за шелестом кулис...

И эхо таинства за шелестом кулис... Театры нужны разные

У первого Российского театра не оказалось помещения. Тогда императрица велела отдать бывший дом вице-канцлера Михаила Головкина на Васильевском острове, а в то время — Российский комедиантский дом, в нем силами русских певцов ставились «на пробу» только что появлявшиеся новые оперы. Но вскоре случилось несчастье. В 1762 году, когда на престол вступила Екатерина II, Волков занимался грандиозным уличным маскарадом. Во время подготовки он простудился и умер. Труппа его продолжала давать представления в придворных «Оперных домах».

Портера

В 1766 году Екатерина II решила объединить придворные труппы под началом учрежденной ею Дирекции петербургских придворных театров. В состав Дирекции вошли русская, немецкая, французская и итальянская труппы, актеры в них делились на оперных, драматических и балетных. Труппы не имели своих помещений и играли, «где велят». В царствование Екатерины в Санкт-Петербурге было несколько театральных зданий, в том числе три придворных «Оперных дома». В 1783 году в одном из корпусов Зимнего дворца архитектором Джакомо Кваренги был создан Эрмитажный театр.

При Елизавете Петровне управлял классицизм
И. Дмитревский. Первая история русского театра
При Екатерине II чувствительные пьесы

В том же году был куплен в казну частный Театр Книппера на Марсовом поле, получивший название Малый (или Деревянный) театр. Почему такое название?

Дело в том, что в 1783 году на Карусельной площади (которая стала с тех пор называться Театральной) архитектором Антонио Ринальди был возведен по указу Екатерины первый в Петербурге грандиозный каменный (кирпичный) театр. Он стал называться Большим (или Каменным), а театр на Марсовом поле стал Малым. В отличие от Большого, его называли Деревянным. Большой театр был общедоступным — билеты на спектакли стоили недорого. На сцене Большого театра шли и драматические спектакли, и оперные, и балетные, причем труппы играли и русские, и иностранные.

В это время ведущей фигурой русской труппы стал друг и сподвижник Волкова — Иван Дмитревский. Это был выдающийся актер и театральный деятель. Он воспитал несколько поколений артистов, составил первую Историю российского театра, перевел на русский несколько французских и немецких пьес. Он стал одним из первых русских режиссеров и, кстати, первым поставил пьесу Фонвизина «Недоросль».

В царствование Екатерины II появилось также немало замечательных драматургов. При Елизавете Петровне главным драматургом считался Сумароков. Тогда царствовал классицизм. Ставились в основном трагедии с сюжетами из русской и античной истории. Персонажи — цари, полководцы, герои. Как правило, пьесы были в стихах, поэтому текст декламировался. Декламация сопровождалась преувеличенно торжественными жестами. Но вот при Екатерине появились пьесы «чувствительные», героями которых стали простые люди, выражающие свои чувства обычно: «слёзные комедии» — пьесы про любовь, «мещанские драмы» из жизни обывателей (мещан). Это течение назвали сентиментализмом, от французского слова «сантимент» — чувство.

Театральные ряды

Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»