Итак, наш музей сделал экспозицию — выставил свои сокровища. Но этого мало. Предметы
сами по себе не заговорят с посетителями музея, наши экспонаты надо оживить.
Казалось бы, для этого вполне
хватит этикеток, которые написали научные сотрудники.
Но в этикетках обычно указываются только самые важные
сведения о предмете, и эти сведения написаны сжатым и точным языком науки. Между тем,
за каждым предметом прячется
удивительная история, и нужно
помочь ему свою историю рассказать. Нам нужно придумать
МУЗЕЙНУЮ ЭКСКУРСИЮ, и
наши ЭКСКУРСОВОДЫ станут теми помощниками, которые помогут заговорить
вещам — свидетелям прошлого.
За дело принимается МЕТОДИСТ. Он внимательно изучает экспозицию и выбирает
из всей массы предметов самые
интересные, самые важные вещи. При этом надо помнить,
что осматривать предметы будет не один человек, а целая
группа — значит, экспонат должен быть хорошо виден всем
экскурсантам.
Из отобранных экспонатов
получается маршрут нашей будущей экскурсии. Затем методист составляет краткий план
рассказа о каждом предмете.
Так получается МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, по которой экскурсоводы будут
сочинять свои экскурсии.
Экскурсия может быть ОБЗОРНАЯ — по всему музею, или
ТЕМАТИЧЕСКАЯ — по какой-то отдельной части наших выставок. На экскурсию отводится
определенное время — обычно
около часа. За это время экскурсовод должен успеть интересно рассказать обо всех
предметах, попавших в маршрут.
Но у наших экскурсантов могут возникнуть вопросы, возможно, они захотят узнать о
некоторых вещах больше. Вот
почему экскурсовод должен
знать очень много, а говорить — только самую суть. И еще ему
необходимо учитывать, что
разным посетителям, например, детям и взрослым, нужен
разный рассказ.
Чтобы наши слушатели были
внимательны, ЭКСКУРСОВОД беседует с ними — задает
вопросы, предлагает вместе поразмышлять над каким-нибудь
фактом, сам отвечает на вопросы экскурсантов.
А еще в музее можно учиться!
Сотрудники музеев давно подметили, что изучать историю
гораздо интереснее, наблюдая
подлинные предметы. И появилась новая наука — МУЗЕЙНАЯ
ПЕДАГОГИКА. В ее арсенале — игры и конкурсы, увлекательные путеводители с вопросами
и заданиями, специально изготовленные копии предметов,
которые можно трогать руками
и даже разбирать на части.