У нас в гостях известный литературовед,
доктор филологических наук, профессор
кафедры истории русской литературы
филологического факультета Санкт-Петербургского Государственного
Университета, член Всемирного клуба
петербуржцев Борис Валентинович
АВЕРИН. Начало беседы с Борисом
Валентиновичем можно прочесть в
«Костре» № 10, 2012 и в «Костре» № 1, 2013.
— Борис Валентинович, расскажите, пожалуйста, о книгах своего детства.
— Удивительно, но в своих первых книгах я
плохо помню тексты. Тогда, в раннем детстве,
главными были картинки. Вспоминаю книгу
«Русские богатыри». Содержание — так, смутно
брезжит. Помню «Соловья-разбойника». Вероятно, это был сборник былин. Обложку его вижу
как сейчас — «Три богатыря» Васнецова. Я все
пытался понять, почему она мне так нравится,
и наконец понял: потому, что богатыри были
разные. По-разному смотрят, у них разные лошади. Потом был «Букварь». На обложке — Левитан, «Летний вечер». Полоска леса вдалеке…
Потом была «Родная речь». Первый текст, который запомнился — «Дети подземелья» Короленко, хотя произведения с таким заглавием он не писал — это была глава из повести «В дурном
обществе». Герой этой повести, сын судьи Валёк,
попадает к своим несчастным знакомым, живущим в склепе на кладбище. Он твердо знает, что
воровать нехорошо, но когда встречается с ними,
понимает, что эта неоспоримая истина здесь
теряет свою убедительность. Мое детское сознание было потрясено. Удивительно, что много лет
спустя я написал свою кандидатскую диссертацию именно о Короленко.
Кстати, один из первых текстов, которые я прочитал, был совсем не книжный, а рукописный.
Я учился тогда во втором классе и шел по зимней
дубовой аллее в школу. Вдруг я увидел под ногами сложенный листок в косую линейку. Что-то
написано чернильным карандашом. Это такой
простой карандаш, который, когда его намочишь, пишет чернилами. И там я читаю три
слова: «Сталин враг народа». А я-то — второклассник, для меня Сталин — Бог. Меня научили
так в школе, и я искренне так думал. Я прочел
записку и так напугался, что тут же изорвал ее
в клочья и выбросил. И забыл! Такова особенность человеческой психологии — забывать то,
чего не хочется помнить. А вспомнился мне этот
эпизод, когда я учился уже в старших классах,
когда был ХХ съезд. Я услышал те же слова — «враг народа» — и мне сразу все вспомнилось…
Зима, заснеженная дубовая аллея, строчка на
листке.
Детская душа вольно или невольно стремится
обожествлять мир, и это желание живет в каждом ребенке, а потом убывает. Взрослые занимаются делами, наукой, работой, заработком денег. И чаще всего смутное сознание таинственности и божественности мира подменяется простыми и понятными вещами. Насколько ребенок
сможет запомнить свое первоначальное восприятие мира, настолько богатым будет его внутренний мир.
— В пору вашего детства все были атеистами.
— Да, религиозные проблемы были решены
сразу, еще в школе. Нам объяснили, что в Бога
веруют только неграмотные люди. В университете у нас был предмет — научный атеизм. Преподаватель всем ставил одну отметку — пять, ведь вокруг сидели атеисты. На первой лекции
он нам сообщил: наибольшее количество верующих — среди необразованных. С повышением образования количество верующих
убывает. Я бы добавил — с получением прикладных знаний, вот тех самых физик-химий-математик. А вот на уровне нобелевских лауреатов и
академиков — практически все верующие. Я был
потрясен.
История религии дает нам возможность задуматься об одном простом вопросе. Вот есть ребенок — он всегда верующий, потому что его душа помнит Тайну мира. В школе мне очень
нравилась повесть Горького «Детство», а из нее,
непонятно почему, запомнился один странный
эпизод. Мальчик говорит автору: «Пойдем, я
тебе покажу тайну» — и приводит его к пещерке.
А в пещерке — что-то вроде алтаря. А там — мертвый воробей… О чем пишет Горький! Какой
сюжет он вытащил! Это не просто религиозность, а религиозность с созданием культа.
Потом Юнг, описывая свое младенчество и детство, создаст учение об архетипах. Архетип — это
наше древнейшее воспоминание о мифах. Они
ведь живут в нас бессознательно, но иногда проявляются, только мы не всегда отдаем себе в этом
отчет… Мифология — это философия детства
человечества, там заложены основы истины. Там
все объяснено, что не может объяснить прикладная наука. Там рассказано устройство мира. Потом, когда я начал в университете читать древнерусскую литературу и прочел «Повесть
временных лет», я понял, в чем отличие мышления древнего праведного человека от сознания
нашего современника. Летописец обдумывает
все с самого начала — с того, как Бог создал
мир, отделил одно от другого, создал человека… И начинает рассказывать, как земля была
разделена между Симом, Хамом и Иафетом, и
так подходит к истории России. Он говорит нам:
«С начала! Давайте начнем всё с начала!» А что
говорит наука о начале?
— Что в начале был Большой Взрыв…
— Да, теория Большого Взрыва. Но начинается
все не с самого взрыва, а с первой миллисекунды,
когда Вселенная начинает расширяться. По-моему, это большая ерунда. Но она интересна
тем, что мне неминуемо хочется знать, с чего все
началось. Потому что если я не знаю, с чего все
началось, то я не могу строить причинно-следственный ряд. Мне нужна причина и следствие,
потом веер причин, веер следствий. Нужно НАЧАЛО. И вот это знание, с чего все началось — это
самое главное для человека знание. Как все возникло? Но здесь нет рационального ответа…
Разве что детскому сознанию доступна эта
тайна.
Беседовал Николай ХАРЛАМПИЕВ
Окончание беседы с Борисом АВЕРИНЫМ читайте
в ближайших номерах журнала