У нас в гостях Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент
Российской академии наук, академик
Российской академии художеств, доктор исторических наук, лауреат премии
Президента РФ в области литературы и искусства, президент Всемирного
клуба петербуржцев Михаил Борисович
Пиотровский.
— Михаил Борисович, наш «Костер» — журнал
детский, вместе с ним наш читатель растет,
воспитывается. А какую роль, по Вашему
мнению, искусство играет в воспитании человека?
— Самую важную. В нашем музее ведется большая работа с детьми, потому что именно с детства всё и начинается. Искусство воспитывает,
оно должно воспитывать, и будет это делать.
Общество как раз и создает музеи для того, чтобы они воспитывали последующие поколения.
Сокровища Эрмитажа развивают в людях не
только вкус, но и доброту, человечность, чистоту души. Не знаю, все ли посетители, попав в
Эрмитаж, ощутят себя причастными миру высокого, светлого, но мы очень стараемся, чтобы
они стали лучше. Чтобы следующие поколения
стали лучше. И как бы ни ругали новое поколение — оно интересное, замечательное. Мы ищем
язык общения. Музей сегодня не храм, где ничего нельзя — можно только восхищаться. Сейчас другой способ воспитания — мы используем
современные информационные приемы. Современный музей — это центр общения, активного
постижения прекрасного и себя самого. У нас
создана замечательная компьютерная галерея
для детей, с развивающими играми по античным
и библейским сюжетам, например. Мы много
времени уделяем веб-сайту Эрмитажа. В Интернете можно пройтись буквально по всем залам
Эрмитажа, увидеть все основные экспонаты,
обучиться в виртуальной академии. Мы стараемся много интересного придумать, потому что
сегодня можно воспитать только интересным.
Пабло ПИКАССО (1881–1973).
«Кошка, схватившая птицу» (1939).
Музей Пикассо, Париж
— Но ведь и традиционных экскурсий никто
не отменял, не правда ли?
— Классический способ обращения к искусству есть, и он прекрасно «работает». Когда я был
еще мальчишкой и занимался в эрмитажном
кружке, со мной произошел забавный случай.
Посмотрели мы с приятелем на «Кошку» Пикассо и заявили, что это — барахло и ужас. И кто-то
из эрмитажных дам в ответ тихонечко заметил:
«Боже мой, какие дураки». Это было в 1956 году
на выставке Пикассо. Я тогда задумался и понял,
что Пикассо вполне укладывается в традицию
классического искусства, и никакой безумной
революции тут нет. Я даже потом где-то шутил,
что между собакой Поттера и кошкой Пикассо
большой разницы нет. Чтобы понять подлинную
культуру, нужно еще поучиться. Взять хотя бы
литературу — без культурной базы ты Толстого
прочитаешь, а прелести не поймешь, глубины
не ощутишь. Есть критерии, по которым можно
различать литературу серьезную и литературу
коммерческую, развлекательную.
— Михаил Борисович, а как Вы относитесь к
массовой культуре?
Паулюс ПОТТЕР (1625–1654).
«Цепная собака» (1644).
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
— Такая культура расцветает там, где нет языка. Надо пытаться этому противостоять. Надо
давать альтернативу и пытаться привлечь юных
к настоящему. А массовая культура — это чисто
развлекательная сфера. Благородных оснований
для нее нет. И воспитание у такой культуры со
знаком минус. Критерий у массовой культуры
один — если публике нравится, значит, хорошо.
А ведь настоящая, подлинная культура тоже может быть интересной, тоже способна увлекать!
Ведь есть только две вещи, которые не исчезают
при потреблении — это знания и культура. Нужно
постоянно что-то делать, а не стенать по поводу
отсутствия настоящего. Если музей не будет все
время думать о молодых, о продолжении традиций, то эти традиции прервутся. Наш Эрмитаж
полон истории — увлекательной, захватывающей.
Например, русская история. В Эрмитаже есть
вещи Петра Первого, они, при умелом рассказе,
складываются в историческую картину, в создании которой участвует сам посетитель. Эрмитаж дает подлинное ощущение истории: можно
увидеть, как выглядели люди, что они носили,
какая была армия, какие происходили события.
Из фрагментов человек сам складывает свое
представление об истории, об искусстве. Музей
не навязывает свое мнение — он дает объективную картину, заставляет людей думать. Это тоже один из способов воспитания. Из Эрмитажа
невозможно уйти «чистым листом» — даже если
вы случайно забрели в наш музей, все равно найдется что-то, что восхитит, потрясет. Малыш с
удовольствием будет рассматривать наши полы,
а баскетболист, например, будет потрясен росписью потолков.
— А Вам, Михаил Борисович, что больше всего
нравится в Эрмитаже?
— Любимые залы у меня, конечно же, есть. Но
это очень личное. А в искусстве мне нравятся
разные виды, все зависит от настроения. Без
настроения, настроя вообще не может быть
восприятия. Иногда хочется увидеть живопись,
иногда — посмотреть какой-то графический
лист. Но мне редко удается быть просто зрителем. Я безумно люблю Эрмитаж, и когда иду
по его залам, замечаю всё: где пол сбит, где картина криво висит, где жвачка на полу. И нужно
срочно принимать меры, срочно реагировать.
Знаете, с чего начинается мое эрмитажное утро?
С доклада службы охраны. Очень важно, чтобы
у нас всегда и всё было в полном порядке.
— Наших читателей еще интересует вопрос
об эрмитажных котах…
— Да, наши эрмитажные коты прославились на весь мир. Мы шутим, что теперь чаще снимают фильмы про них, чем про сам Эрмитаж.
Первых котов привезли сюда из Казани еще при
Елизавете Петровне. А в голодные перестроечные годы животных попросту подбрасывали
в Эрмитаж. И наш музей решил их содержать,
чтобы в дикое время научить людей быть добрыми, человечными. Посетители с удовольствием
жертвуют на их пропитание, это вносит нотку
человечности в жизнь музея. А еще у нас каждый год проводится День мартовского кота — открывается традиционная выставка для котов и
кошек. Современные петербургские художники
выставляют в подвале, где живут кошки, свои
картины. И художникам, и посетителям, и самим
котам это очень нравится. В Эрмитаже вообще
много необыкновенного. Приходите, и всё увидите сами. Ни одна виртуальная экскурсия не
заменит живого посещения музея.