Представьте театр, в котором
не говорят, не поют и не танцуют, а играют молча — бывает,
что под музыку, а бывает, и нет.
Молча смеются, молча плачут.
Ходят, прыгают, бегают — все
молча. Бывает такой театр? Да,
и зародился он давно, в Древней Греции. Это «театр мим».
А само искусство называется
мимическое искусство. Мим —
по-гречески значит «подражание». Отсюда произошло слово
«пантомима» — сценка, в которой актеры выражают чувства
и мысли только с помощью
движений.
Самые древние артисты-мимы — это акробаты, жонглеры,
канатоходцы и даже клоуны.
Сейчас акробатов или жонглеров так никто не называет, а
вот клоуны в цирке очень часто разыгрывают мимические
сценки.
В Древней Греции актеры-мимы участвовали в спектаклях
наряду с драматическими актерами. Во время представления
они мимикой «комментировали» монолог героя — изображали
горе или радость. Актеры-мимы и сами давали представления. До нас дошли имена
популярнейших мимов древних времен — Пилад из Киликии, Бафилл из Александрии.
В Древнем Риме в честь известных пантомимов устраивались
торжества.
В Средние века мимов непременно звали на представления
мистерий и литургических драм.
В эпоху Возрождения пантомима окончательно превратилась
в самостоятельную театральную
форму. Имена руководителей пантомимических трупп, выдающихся
актеров и режиссеров оставили нам XVI–XVII века — итальянца
Гримальди, француза Дебюро, который придумал себе облик-маску Пьеро. Актеры-мимы любили раскрашивать лицо на манер
цирковых клоунов. Очень популярна была пантомима в народном
итальянском театре «дель арте». Вы
наверняка слышали имена персонажей этого театра — Пьеро, Коломбина, Панталоне, Мальвина…
В XIX веке пантомима — полноправный участник представлений в цирке и в мюзик-холле,
в театрах-буфф и в оперетте.
Знаменитые театры пантомимы работают в Англии, например, театры Лейно и Тича,
во Франции, театры Руффа и
Карно. В театре Карно в начале
ХХ века играл и постигал искусство пантомимы молодой
Чарли Чаплин. Очень кстати
пантомима оказалась в кино,
которое довольно долго было
немым. С ее помощью актеры
выражали на экране то, что пока, увы, не удавалось выразить
в разговоре. Чаплин блестяще
владел искусством пантомимы.
Но и помимо Чаплина были
великие мастера немого кино — мастера пантомимы: Макс
Линдер, Гарольд Ллойд, Мэри
Пикфорд.
В ХХ веке к пантомиме продолжали обращаться и цирковые артисты, и драматические
режиссеры, и мастера кино; и
даже балетмейстеры искусно
соединяли балет и пантомиму.
В ХХ веке родилась еще одна
форма пантомимического театра — мимический театр одного
актера. Жан Луи Барро и Марсель Марсо были блестящими
мимами-солистами, которые
создали свою школу пантомимы, свой мимический стиль,
свой мимический монотеатр.
Режиссеры Мейерхольд, Марджанов, Рейнхардт тоже любили
пантомиму и обращались к ней
постоянно.
Пантомимическое искусство
любимо и популярно не только
в Европе, но у многих народов
на разных континентах. Пантомима универсальна, она, как
и балет, не требует перевода и
понятна всем.