В начале XIX века появился
замечательный вид транспорта — велосипед. Его история — долгий путь к совершенству.
Своим рождением велосипед
обязан русскому крепостному механику Артамонову. Его
двухколесный велосипед (самокат) с педалями, большим
ведущим передним колесом и
малым (поддерживающим) задним был построен в 1801 году.
На нем Артамонов проехал от
Верхотурья (под Пермью) до
Петербурга. Слово «велосипед» произошло от латинского
словосочетания «velocis» — быстрый и «pedis» — нога.
В 1808 году в Париже
появился «бегунок» — двухколесный велосипед, приводимый в
движение отталкиванием ног от земли.
Конструкция могла
двигаться только
прямо — она не имела рулевого
управления.
Но вот в 1815 году немецкий
барон Карл фон Дрейз снабдил
велосипед перекладиной с сиденьем и рулевым управлением
от переднего колеса. По имени
изобретателя эту машину назвали «дрезина».
В 1818 году, независимо друг от друга, американец
Кларксон и англичанин Бейна внесли в машину существенные усовершенствования, позволявшие приводить колеса в движение, не касаясь ногами земли.
Однако наиболее значительным событием стало
появление в Шотландии в начале 1840-х годов велосипеда Н. Дальзеля. Изобретатель присоединил
к заднему колесу два шатуна, приводившие
в движение рычаги с педалями.
В 50-х годах XIX века немецкий
механик Фишер снабдил переднее
колесо шатунами с педалями — так
сложилась модель велосипеда,
названная «костотряс» (тяжелая
жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленная железными обручами).
В середине 1870-х годов деревянные части велосипеда заменяются металлическими, колеса
делаются из тонких проволочных
спиц и стального обода. Скорость
и легкость обгоняли друг друга.
Появился велосипед-«паук» — с
огромным передним колесом. Он
просуществовал около 20 лет.
И, наконец, в самом конце XIX века появился современный
велосипед, имеющий два колеса равного диаметра с цепной
передачей, вращающей заднее колесо (со свободным ходом
и механизмом переключения передач). А в 1889 году произошел переворот: ветеринарный врач Данлоп изобрел пневматические обода (шины), которые придали
велосипеду скорость, легкость и хорошую проходимость.
В России велосипедный спорт быстро стал популярным. Выходили книги, одна из которых — «Что
делать самокатчикам, чтобы заслужить всеобщие
симпатии» (СПб., 1897 год). Составлялись многочисленные руководства и наставления по
пользованию велосипедом, продавались и рекламировались различные аксессуары для езды. Санкт-Петербургская
Городская Дума в 1901 году издала обязательное постановление
о порядке езды по городу на велосипедах. Создавались общества
велосипедистов-любителей, проводились велогонки и женские
состязания. Велосипед стал «дачной радостью». Устраивались
даже шоссейные гонки Санкт-Петербург — Москва. Победитель
1895 года М. Даевочко преодолел 656 верст (700 километров) за
36 часов 10 минут 35 секунд. Велосипед стал истинной находкой
для туристов и любителей активного отдыха.