Архив журнала для детей Костер

Апрель 2012 года

Журнал Костер. Апрель 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


История вещей

История вещей

Дачная радость

В начале XIX века появился замечательный вид транспорта — велосипед. Его история — долгий путь к совершенству.

Своим рождением велосипед обязан русскому крепостному механику Артамонову. Его двухколесный велосипед (самокат) с педалями, большим ведущим передним колесом и малым (поддерживающим) задним был построен в 1801 году. На нем Артамонов проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга. Слово «велосипед» произошло от латинского словосочетания «velocis» — быстрый и «pedis» — нога.

Бегом за велосипедом

В 1808 году в Париже появился «бегунок» — двухколесный велосипед, приводимый в движение отталкиванием ног от земли. Конструкция могла двигаться только прямо — она не имела рулевого управления.

Но вот в 1815 году немецкий барон Карл фон Дрейз снабдил велосипед перекладиной с сиденьем и рулевым управлением от переднего колеса. По имени изобретателя эту машину назвали «дрезина».

В 1818 году, независимо друг от друга, американец Кларксон и англичанин Бейна внесли в машину существенные усовершенствования, позволявшие приводить колеса в движение, не касаясь ногами земли.

Однако наиболее значительным событием стало появление в Шотландии в начале 1840-х годов велосипеда Н. Дальзеля. Изобретатель присоединил к заднему колесу два шатуна, приводившие в движение рычаги с педалями.

Дамы и господа на велосипедах

В 50-х годах XIX века немецкий механик Фишер снабдил переднее колесо шатунами с педалями — так сложилась модель велосипеда, названная «костотряс» (тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленная железными обручами).

В середине 1870-х годов деревянные части велосипеда заменяются металлическими, колеса делаются из тонких проволочных спиц и стального обода. Скорость и легкость обгоняли друг друга. Появился велосипед-«паук» — с огромным передним колесом. Он просуществовал около 20 лет.

Велосипед-самокат

И, наконец, в самом конце XIX века появился современный велосипед, имеющий два колеса равного диаметра с цепной передачей, вращающей заднее колесо (со свободным ходом и механизмом переключения передач). А в 1889 году произошел переворот: ветеринарный врач Данлоп изобрел пневматические обода (шины), которые придали велосипеду скорость, легкость и хорошую проходимость.

В России велосипедный спорт быстро стал популярным. Выходили книги, одна из которых — «Что делать самокатчикам, чтобы заслужить всеобщие симпатии» (СПб., 1897 год). Составлялись многочисленные руководства и наставления по пользованию велосипедом, продавались и рекламировались различные аксессуары для езды. Санкт-Петербургская Городская Дума в 1901 году издала обязательное постановление о порядке езды по городу на велосипедах. Создавались общества велосипедистов-любителей, проводились велогонки и женские состязания. Велосипед стал «дачной радостью». Устраивались даже шоссейные гонки Санкт-Петербург — Москва. Победитель 1895 года М. Даевочко преодолел 656 верст (700 километров) за 36 часов 10 минут 35 секунд. Велосипед стал истинной находкой для туристов и любителей активного отдыха.

С. Я. Черенков




С.Я. Черенков
Художник Виктор Пономаренко
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»