Архив журнала для детей Костер

Апрель 2008 года

Журнал Костер. Апрель 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Загадки Петербурга

ПУТЕШЕСТВИЕ ТРЕТЬЕ,
В поисках почти утраченного времени,
или По следам рыцарей

Глава четвертая, в которой с близнецами ничего не происходит, зато завершается строительство собора Парижской Богоматери

Близнецы стояли, задрав головы, перед одним из тех зданий, которые в сознании любого человека неразрывно связаны с Парижем…

Собор Парижской Богоматери

* * *

Нотр-Дам де Пари. Собор Парижской Богоматери— главный собор Парижа, Франции, да, пожалуй, и всей французской истории… Да и как же не быть ему вполне полноправным участником всех городских событий, когда строиться он начал еще в Средние века, завершен был уже в Новейшее время, в девятнадцатом веке. Впрочем, такова была судьба многих готических соборов Европы, которые изначально мыслились как модели мира, а воплощение подобных моделей требовало не только неимоверных усилий, но и очень и очень длительного времени, а, кроме того, достаточно больших денег. Поэтому строительство большинства из них растянулось на века.

Нынешний собор Парижской Богоматери не первый храм на этом месте. В самом начале двенадцатого века на его месте стояли две церкви: одна была также посвящена Богоматери, а вторая — святому Этьену. Париж, тем временем, все разрастался, и городу понадобился новый большой храм. Так началось строительство нынешнего собора Парижской Богоматери. Собственно, строили его еще очень долго, и много испытаний пришлось на его долю…

Храм сильно пострадал во время Великой французской революции, когда «обезглавленными» оказались украшавшие фасад статуи библейских царей, то есть тех правителей, которые упоминаются в Старом завете Библии: Давид, Соломон, Саул и другие… Ведь само упоминание царей или королей сразу вызывало раздражение, если не ненависть. К тому же разбираться, о каких царях идет речь, библейских или французских, ни у кого не было ни времени, ни желания. При этом французы поступили достаточно гуманно: сами здания они не разрушали, как это делалось после революции в России, просто отныне эти соборы посвящались уже не Деве Марии, а, например, абстрактной богине Разума.

Да и на самом деле со Средних веков прошло достаточно времени, мода изменилась, и не только в одежде. Готические соборы стали казаться какими-то анахронизмами (помните, в Древней Греции был бог времени Кронос или Хронос? Так вот, то, что выпадает из времени, становится несовременным, и называют ана-ХРОН-измом). Но в 1831 году выходит в свет роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который вновь пробуждает интерес не только к этому собору, но и вообще к истории Средних веков.

И на волне такой популярности начинается реставрация собора Парижской Богоматери, что, впрочем, было не столько реставрацией, в современном понимании этого слова, сколько завершением строительства. Работы были поручены Виолле-ле-Дюку, архитектору, реставратору и искусствоведу в одном лице. Надо сказать, что уже к девятнадцатому веку собор Парижской Богоматери был со всех сторон окружен плотной городской застройкой, так что виден он был только издалека. Виолле-ле-Дюк, не задумываясь, расчистил пространство вокруг собора. Двадцать три года работал он над сложением окончательного образа Нотр-Дам: фасады вновь украсили статуи библейских царей, одной из доминант Парижа стал отныне знаменитый шпиль, а также те самые всемирно известные химеры, которые бесстрастно взирают на раскинувшийся под ними беспокойный город…

Екатерина РИПАК,
Наталья МАРУШИНА



Екатерина Рипак
Художник Наталия Якубовская
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»