Апрель 2008 года
…
ПУТЕШЕСТВИЕ ТРЕТЬЕ,
В поисках почти утраченного времени,
или По следам рыцарей
Глава четвертая, в которой с близнецами ничего не происходит, зато завершается строительство собора Парижской Богоматери
Близнецы стояли, задрав головы, перед одним из тех зданий, которые в сознании любого человека неразрывно связаны с Парижем…
* * *
Нотр-Дам де Пари. Собор Парижской Богоматери— главный собор Парижа, Франции, да, пожалуй, и всей французской истории… Да и как же не быть ему вполне полноправным участником всех городских событий, когда строиться он начал еще в Средние века, завершен был уже в Новейшее время, в девятнадцатом веке. Впрочем, такова была судьба многих готических соборов Европы, которые изначально мыслились как модели мира, а воплощение подобных моделей требовало не только неимоверных усилий, но и очень и очень длительного времени, а, кроме того, достаточно больших денег. Поэтому строительство большинства из них растянулось на века.
Нынешний собор Парижской Богоматери не первый храм на этом месте. В самом начале двенадцатого века на его месте стояли две церкви: одна была также посвящена Богоматери, а вторая — святому Этьену. Париж, тем временем, все разрастался, и городу понадобился новый большой храм. Так началось строительство нынешнего собора Парижской Богоматери. Собственно, строили его еще очень долго, и много испытаний пришлось на его долю…
Храм сильно пострадал во время Великой французской революции, когда «обезглавленными» оказались украшавшие фасад статуи библейских царей, то есть тех правителей, которые упоминаются в Старом завете Библии: Давид, Соломон, Саул и другие… Ведь само упоминание царей или королей сразу вызывало раздражение, если не ненависть. К тому же разбираться, о каких царях идет речь, библейских или французских, ни у кого не было ни времени, ни желания. При этом французы поступили достаточно гуманно: сами здания они не разрушали, как это делалось после революции в России, просто отныне эти соборы посвящались уже не Деве Марии, а, например, абстрактной богине Разума.
Да и на самом деле со Средних веков прошло достаточно времени, мода изменилась, и не только в одежде. Готические соборы стали казаться какими-то анахронизмами (помните, в Древней Греции был бог времени Кронос или Хронос? Так вот, то, что выпадает из времени, становится несовременным, и называют ана-ХРОН-измом). Но в 1831 году выходит в свет роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который вновь пробуждает интерес не только к этому собору, но и вообще к истории Средних веков.
И на волне такой популярности начинается реставрация собора Парижской Богоматери, что, впрочем, было не столько реставрацией, в современном понимании этого слова, сколько завершением строительства. Работы были поручены Виолле-ле-Дюку, архитектору, реставратору и искусствоведу в одном лице. Надо сказать, что уже к девятнадцатому веку собор Парижской Богоматери был со всех сторон окружен плотной городской застройкой, так что виден он был только издалека. Виолле-ле-Дюк, не задумываясь, расчистил пространство вокруг собора. Двадцать три года работал он над сложением окончательного образа Нотр-Дам: фасады вновь украсили статуи библейских царей, одной из доминант Парижа стал отныне знаменитый шпиль, а также те самые всемирно известные химеры, которые бесстрастно взирают на раскинувшийся под ними беспокойный город…
Екатерина Рипак |
Художник Наталия Якубовская | Страничка автора | Страничка художника |