На главную Архив номеров | Рассказы | Петербург | Поэзия | Сочинения | История | Биографии | Природа | Юмор | Сказки
Апрель 2008 г.
Апрель 2008 года



Аптека для души Мы на роли героев вводили себя... (Из песни В. Высоцкого)

«Дорогой журнал »Костер»! Недавно по телевизору один телеведущий сказал, что за свою жизнь надо прочесть всего десять книг. У меня сразу мелькнула мысль, что я в свои 11 лет 10 книг уже прочел. И не успел я удивиться, как телеведущий добавил: «Правда, для этого надо прочесть 15 тысяч томов». Тут мне стало понятно, что человек может назвать лучшие книги только тогда, когда прочтет очень много. Моя любимая книга, например, «Три мушкетера» Дюма. Потом я спросил у папы, какие он назовет самые замечательные книги, если бы его попросили перечислить 10 названий. Вот что он сказал…»

Игорь Брызгин, Санкт-Петербург.

Д'Артаньян

Здесь мы остановимся и поговорим только об одной книге, которую назвал Игорь. Но сперва мы хотим обратиться к читателям нашего журнала с таким предложением. Ребята! Спросите у своих родителей, какие лучшие десять книг они могут назвать, советуя вам самое хорошее, что обязательно стоит прочесть. Из ваших списков мы выберем издания, о которых вы хотели бы узнать подробнее. Мы опубликуем список лучших десяти книг, которые посоветуют вам прочесть ваши родители, подведем итоги и посмотрим, какие книги победят. Это будут наши выборы. А сегодня мы расскажем вам о «Трех мушкетерах» Александра Дюма.

Александр Дюма почти все свое творчество посвятил истории Франции. Своими романами он охватывает четыре столетия — с 16 по 19 век. Войны, жизнь королей, международные события — обо всем рассказано очень занимательно, каждая книга — захватывающий детектив. Благодаря увлекательному сюжету все запоминается отлично — когда, почему происходили те или иные события, какой они оставили след в истории и чем примечательно и удивительно то или иное историческое лицо. Так, фактически играючи, любой французский школьник может усвоить родную историю.

Памятник Александру Дюма работы Гюстава Доре
На одной из площадей Парижа есть памятник Александру Дюма работы Гюстава Доре.

Но ребятам в России стоит прочесть эту замечательную книгу скорее по другим причинам, совсем не как исторический роман. А как историю дружбы д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса. Как рассказ о смелом благородном юноше, который добивался успеха не только своей ловкостью, мужеством, шпагой (он отлично ею владел), но, прежде всего, — умом. Он оказался умнее даже самого кардинала Ришелье. Летят века, уходят с исторической арены короли и знать с их интригами и борьбой за власть. Что нам сегодня до их забот? Но во все времена и эпохи всегда остается интересным самое главное — что такое верность, почему крепче любого замка данное слово, и как же все-таки выходит, что самая большая ценность — и мы в этом уверены, прочтя лучшие книги, — это все-таки не деньги. Персонажи Дюма жили во Франции тех времен, когда этот презренный металл был главным доказательством власти и веса в обществе. Нашим героям деньги нужны, чтобы утолить голод, купить обмундирование, позаботиться о коне — то есть чтобы иметь самое необходимое.

Монастырь Дешо на улице Вожирар
Монастырь Дешо на улице Вожирар, место встречи дуэлянтов

Герои Дюма — четыре друга — действительно существовавшие исторические лица. Но ближе всех писателю, наверное, все же д'Артаньян. В юности Александр Дюма, так же, как гасконец, приехал в Париж с рекомендательным письмом. У д'Артаньяна было письмо, написанное отцом к капитану королевских мушкетеров господину де Тревилю. А Дюма, столь же бедный, как его персонаж, искал места писца в судейской палате. Как д'Артаньян мечтал стать мушкетером, Дюма стремился прославиться, став писателем. И его мечта сбылась. Написав множество замечательных романов, он стал известен не только в родной Франции, но и во всем мире. В России у него было много поклонников — Белинский, Достоевский, Лев Толстой, Чехов… Читать Александра Дюма легко и весело. Наверное, потому, что каждую строчку романа пронизывает оптимизм автора, его доброжелательное отношение к жизни и людям. Его книги призывают не унывать и не трусить.


Покои кардинала Ришелье
В этом дворце несколько столетий назад располагались покои кардинала Ришелье. Знают ли об этом ребята, которые играют в мяч у колонн великолепного особняка?

…Ежедневно писатель принимал колоссальное количество гостей. К нему приходили знакомые, знакомые знакомых, а также посетители, которых Дюма никогда прежде не встречал. Все общались друг с другом за праздничным столом. А стол был всегда уставлен яствами, закусками, изысканными блюдами. Александр Дюма хорошо готовил и однажды даже написал книгу кулинарных рецептов. Гости сидели за столом, пили, ели, веселились, а у самого краешка стола, разгребя крошечное пространство, обычно сидел, примостившись, как бедный родственник, хозяин. Перед ним лежали исписанные листы бумаги. Под шум возгласов и тостов он вдруг что-то принимался править в рукописи. Иногда, когда шум голосов чуть стихал, Дюма начинал читать вслух только что написанное.

…Наши друзья пошли на войну, которую Англия объявила Франции. Временно бастион неприятеля оказался пуст. Четырем друзьям надо было где-то уединиться, чтобы составить план действий: их враг кардинал и его верная помощница коварная миледи готовили смертельно опасную ловушку. Мушкетеры и д'Артаньян должны были обезоружить их подлый замысел.

Под пулями неприятеля великолепная четверка со своими слугами проникает в бастион — чтобы здесь обсудить ситуацию без посторонних ушей.

…Дюма, полистав рукопись, откупорил бутылку шампанского. Пробка, как выстрел, грохнула и упала в жаркое на середину стола. Воспользовавшись минутой тишины, хозяин стал читать. Изумленные гости положили вилки и ножи, забыв про остывающий окорок.

«— Сколько у нас ружей, господа? — спросил Атос.

— Двенадцать, — ответил Арамис.

— Сколько выстрелов в запасе?

— Около сотни.

д'Артаньян
Еще один д'Артаньян. Ведь каждый представляет его по-своему. (Мастерская Александра Дюма, замок Монте-Кристо.) Подарок юных читателей одной из провинций Франции.

— Это все, что нам нужно. Зарядим ружья.

Они кончили заряжать последнее ружье, когда Гримо знаками доложил, что завтрак подан. Атос указал ему на сторожевую башенку, где, как понял Гримо, он должен был нести караул. А чтобы Гримо не так скучно было стоять на посту, Атос разрешил прихватить ему хлебец, две котлеты и бутылку вина.

— Теперь сядем за стол! — пригласил Атос…»

— Господа, — Дюма остановился и обвел глазами гостей, — угощайтесь, что же вы не закусываете… — И продолжил, перевернув страницу.

«— Теперь сядем за стол! — пригласил Атос.

Четыре друга уселись на землю, скрестив ноги, как турки или портные.

— Ну, теперь, когда больше нечего бояться, что нас подслушают, — сказал д'Артаньян, — надеюсь, что ты поведаешь нам свою тайну».

Дюма стал что-то дописывать. Гости шумели за столом. А герои Дюма, сидя в осаждаемом неприятелем бастионе, опустошали корзину с продуктами, которую они принесли, чтобы позавтракать и поговорить. Дюма ничего не слышал. Он читал написанное, что-то поправлял, довольно смеялся, видимо, роман складывался удачно.

Мы попросили нашего французского корреспондента Бориса Гесселя сфотографировать в Париже несколько мест, которые описаны Дюма в его романе или напоминают нам об этой книге.


Дюма любил Россию. После войны с Наполеоном между Россией и Францией установились холодные отношения. Никто из России не посещал Францию, а французы не рисковали первыми ехать в гости. В 1858 г. Александр Дюма решил отправиться в Россию. (Это был первый визит француза.) О ней он писал уже в одном из своих романов «Учитель фехтования». В России его хорошо знали. Белинский переводил на русский язык его книги. Дюма много путешествовал по нашей стране. Побывал на Кавказе. Его визит в Петербург, в июне, совпал с белыми ночами. Это чудо потрясло писателя. Он любовался ночным городом, Невой, великолепным Смольным собором — писатель поселился невдалеке от него в имении Кушелева-Безбородко. Его волновала русская история. Он любил ходить вокруг Михайловского замка, стремясь проникнуть в тайны трагической судьбы русского царя Павла I. Какой интересный роман он написал бы об этой эпохе нашей истории, об императоре, его Михайловском замке, о друзьях и врагах этой загадочной личности…

О. Ковалевская
Фото Б. Гесселя




Ольга Ковалевская
Редактор
Художник Борис Гессель
Страничка автора Страничка художника






© 2001 - 2019