Архив журнала для детей Костер

Апрель 2008 года

Журнал Костер. Апрель 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий По воздуху через Ла-Манш

«Свершилось! Ла-Манш покорен!», — выкрикивали продавцы газет на улицах Парижа летом 1909 года. Действительно, произошло событие, которого многие ждали, и все равно не верилось, что это, наконец, осуществилось. Впервые на самолете, или, как тогда говорили, аэроплане, удалось перелететь через пролив, разделяющий Англию и Францию. Героем дня стал французский авиатор Луи Блерио.

ПРИЗ «ДЕЙЛИ МЕЙЛ»

Самолеты летали тогда еще не очень уверенно, их моторы могли подвести в любую минуту. Однако крылья авиации крепли с каждым днем. В 1908 году известная английская газета «Дейли Мейл» объявила приз в 25 тысяч франков за полет на аэроплане через пролив Ла-Манш. И хотя ширина этого пролива всего около 30 километров, для авиации того времени он являлся серьезной преградой.

Аэроплан

Было ясно, что осуществить такой перелет — далеко непросто, что это на пределе возможностей «механических птиц». Но при удачном стечении обстоятельств, при большом везении могло и получиться.

Лишь самые отважные и умелые авиаторы могли решиться на участие в гонке через пролив. Первым среди них стал француз Губерт Латам. Его по праву называли «королем воздуха». Бывший спортсмен-автомобилист, человек, готовый пойти на любой риск, он жаждал опасных приключений.

Дуарский замок

О хладнокровии и невозмутимости Латама, никогда не расстававшегося с сигарой даже в полете, ходили легенды. Он первым осмелился летать, не держась за штурвал, и в ночное время, стрелять в полете из ружья. В июне 1909 года ему удалось продержаться в воздухе без посадки более часа. Это был рекорд.

Луи Блерио

НЕУДАЧНИК ЛАТАМ

И вот теперь Латам объявил о своем намерении лететь через Ла-Манш. Он даже заключил пари, что в самое ближайшее время перелетит из Франции в Англию. Но, как назло, началась дождливая и ветреная погода. Перелет пришлось несколько раз откладывать.

Наконец, рано утром 19 июля 1909 года Латам решил стартовать. Он поднял свой аэроплан «Антуанетт» на высоту 70 метров и направил его через пролив в сторону английского города Дувра. Сначала все шло хорошо. Была пройдена большая часть пути над морем, оставались считанные километры до цели, как вдруг мотор начал давать перебои, а потом и вовсе заглох. Другого выхода не было, как садиться на воду. Латама спас подошедший военный корабль. Упрямый авиатор тут же заявил, что через неделю снова попытается совершить перелет через Ла-Манш.

На таком самолете Луи Блерио перелетел Ла-Манш

Ему, и в самом деле, надо было спешить, поскольку в борьбу за приз газеты «Дейли Мейл» решил вступить и другой француз — Луи Блерио, опытный пилот и авиаконструктор, создатель замечательного самолета «Блерио ХI».

Накануне перелета он приехал с женой и друзьями в предместье Кале — порта на берегу пролива. Еще до рассвета, 25 июля, его разбудили. Было прохладно, и туман стелился над землею.

«КУДА ЖЕ МЕНЯ ЗАНЕСЛО?»

В 4 часа 41 минуту Блерио запустил мотор аэроплана. Мотор работал устойчиво. И это вселяло надежду на успех. Но Блерио взлетать не торопился. Ждал восхода солнца.

Самолет Блерио над Ла Маншем

«Я поднялся лишь тогда, когда солнце показалось над горизонтом, — вспоминал авиатор. — Миную дюны и направляюсь прямо в море. Черный дым миноноски «Эскопет», назначенной сопровождать меня, затеняет солнце. Однако очень скоро мой конвоир остается позади. Мне казалось, что лечу слишком медленно, затерянный в морском просторе. Я не спускал глаз с бензомера и почувствовал радость, когда увидел на горизонте серую полоску. То был английский берег. Направляюсь к белеющей горе. Только, черт возьми, не вижу Дувра! Куда же меня занесло?»

К счастью, он заметил внизу несколько морских судов, очевидно, идущих в Дувр, последовал за ними и не ошибся. Через несколько минут показался долгожданный Дуврский замок.

«Меня охватывает великая радость, — рассказывал Блерио. — Вижу какого-то человека, отчаянно машущего флагом. Рискуя разбиться, выключаю зажигание мотора и тяжело плюхаюсь на поле. Теперь что Бог даст! Шасси аэроплана трещит и подламывается. Ничего! Зато я благополучно перелетел через Ла-Манш».

ОРДЕН ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА

Посадка Блерио у Дуврского замка. Ла-Манш покорен

Все воздушное путешествие заняло 33 минуты. Вокруг самолета собираются люди, прибыла полиция. Пилота поздравляют с победой. Он смущен и, не зная английского языка, повторяет одну и ту же фразу: «Good morning, thank you!»

«Париж буквально опьянен сегодня этой новой победой авиации», — сообщал корреспондент одной московской газеты. За свой подвиг Луи Блерио был удостоен высшей награды — Ордена почетного легиона. Множество поздравительных телеграмм пришло в его адрес.

В Англии, на том месте, где совершил историческую посадку «Блерио ХI», был выложен своеобразный памятник в виде силуэта знаменитого аэроплана. Блерио получил сотни заказов на свой самолет, а в его летную школу под Парижем устремились ученики из разных стран, в том числе из России.

После Блерио пролив Ла-Манш перелетали неоднократно. Вторым это сделал, в мае 1910 года, французский авиатор Жак Лессепс. Ровно через неделю английский летчик Ролльс совершил беспосадочный перелет из Англии во Францию и обратно. Весной 1911 французский авиатор Приер преодолел Ла-Манш, прилетев из Лондона в Париж. А в апреле 1912 года пролив впервые перелетела женщина, английская летчица Гарриет Квимби.

ИМЯ В ИСТОРИИ

Со временем, когда надежность самолетов значительно возросла, перелеты через Ла-Манш перестали быть чем-то особенным, героическим. Напротив, превратились в рядовые, о которых и говорить-то не интересно.

Луи Блерио работал в авиации до конца своих дней. Он был свидетелем того, как 18 лет спустя после его воздушного рейса через пролив другой пилот, Чарльз Линдберг, совершил в одиночку беспосадочный перелет через Атлантический океан. И Блерио смог поздравить с этой выдающейся победой отважного американца.

Завод Блерио продолжал строить самолеты, выпустив немало крылатых машин, на которых не раз ставились мировые рекорды. Но к середине 30-х годов прошлого века дела Блерио пошли на спад. В 1936 году его завод посетила делегация наших инженеров. В их числе был и А. С. Яковлев — известный авиаконструктор. Он вспоминал: «Завод испытывал материальные затруднения и умирал медленной смертью». Это было незадолго до кончины выдающегося пионера авиации. Он умер от тяжелой болезни 1 августа 1936 года в возрасте 63-х лет, но имя его навсегда осталось на страницах истории авиации.




Геннадий Черненко
Художник А. Джигирей
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»