Знаете, откуда появилась на Руси Баба-Яга? А почему у ее избушки — курьи ножки? И зачем ей помело? Сейчас я, Кот-Грамотей, все это объясню!
А знаете ли вы, что Бабой-Ягой пугали не только русских детей? Яга — популярный сказочный
персонаж всех восточных и западных славян.
Эта крепкая старуха, наделенная магической
силой, живет в лесу, в избушке на курьих ножках.
Имеет собственное транспортное средство —
ступу, которой управляет с помощью помела.
Это же помело при необходимости помогает
навредившей кому-нибудь Бабке-Ёжке замести
следы. По мнению исследователей фольклора, и
в том числе известного петербургского фольклориста Владимира Проппа, образ Бабы-Яги восходит к представлениям древних о священном
животном, хозяине леса, который обеспечивал
удачную охоту, если его как следует задобрить.
Женский образ такой лесной хозяйки связан с
древними матриархальными представлениями
об устройстве мира. Намеком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению Проппа, как раз
и являются куриные ножки ее избушки.
Согласно одной из версий, Баба-Яга пришла
к нам из Сибири. По-сибирски «яга» — это вид
одежды, наподобие халата, который шился из
жеребячьих шкур или гагарьих шеек шерстью
или перьями наружу. Такие теплые, но легкие
«яги» (или «ягушки») надевали на охоту, в дорогу.
Кроме того, в древнейшем дошедшем до нас
летописном памятнике, «Повести временных
лет», есть указание на племя ягов. Это племя
обитало в районе нынешнего Туапсе и состояло
из кровожадных и свирепых воинов, возможно
даже — каннибалов. Свои жилища яги строили
в воде на сваях, отсюда и мог появиться образ
куриных ног у избушки Бабы-Яги.
Но все-таки, по классической точке зрения,
у Бабы-Яги — славянские корни. Баба-Яга принадлежала сразу двум мирам — миру мертвых и
миру живых. Сказочный герой, который хочет
освободить пленную невесту из потустороннего тридесятого царства, направляется в чащу
леса — центр иного мира. Если избушка стоит на
опушке к лесу задом, то вход в нее обязательно
находится со стороны леса, то есть из мира мертвых, и она должна повернуться к герою передом.
Для того чтобы попасть в другой мир, герой
просит Ягу попарить его в баньке, накормить,
напоить и спать уложить. Всё это — исконные славянские похоронные ритуалы: омовение в бане и
обрядовое угощение, непозволительное живым.
Пройдя эти испытания, герой становится частью
обоих миров, наделяется волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира
мертвых, одолевает всех чудовищ, отвоевывает
волшебную красавицу и становится царем.