Детский журнал Костер




МАРТ 2011




СВЕЖИЙ НОМЕР


Дело не в возрасте. Ученик Моцарта
ДОН ИВАНОВИЧ. Сказка про реку Дон
Лучше, ПОТОМУ что легче. Мнения детей об электронных учебниках


МАРТ 2011 г.
МАРТ 2011 года



Ай да старушка!

Знаете, откуда появилась на Руси Баба-Яга? А почему у ее избушки — курьи ножки? И зачем ей помело? Сейчас я, Кот-Грамотей, все это объясню! А знаете ли вы, что Бабой-Ягой пугали не только русских детей? Яга — популярный сказочный персонаж всех восточных и западных славян. Эта крепкая старуха, наделенная магической силой, живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Имеет собственное транспортное средство — ступу, которой управляет с помощью помела. Это же помело при необходимости помогает навредившей кому-нибудь Бабке-Ёжке замести следы. По мнению исследователей фольклора, и в том числе известного петербургского фольклориста Владимира Проппа, образ Бабы-Яги восходит к представлениям древних о священном животном, хозяине леса, который обеспечивал удачную охоту, если его как следует задобрить. Женский образ такой лесной хозяйки связан с древними матриархальными представлениями об устройстве мира. Намеком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению Проппа, как раз и являются куриные ножки ее избушки.

Согласно одной из версий, Баба-Яга пришла к нам из Сибири. По-сибирски «яга» — это вид одежды, наподобие халата, который шился из жеребячьих шкур или гагарьих шеек шерстью или перьями наружу. Такие теплые, но легкие «яги» (или «ягушки») надевали на охоту, в дорогу.

Кроме того, в древнейшем дошедшем до нас летописном памятнике, «Повести временных лет», есть указание на племя ягов. Это племя обитало в районе нынешнего Туапсе и состояло из кровожадных и свирепых воинов, возможно даже — каннибалов. Свои жилища яги строили в воде на сваях, отсюда и мог появиться образ куриных ног у избушки Бабы-Яги.

Беседка

Но все-таки, по классической точке зрения, у Бабы-Яги — славянские корни. Баба-Яга принадлежала сразу двум мирам — миру мертвых и миру живых. Сказочный герой, который хочет освободить пленную невесту из потустороннего тридесятого царства, направляется в чащу леса — центр иного мира. Если избушка стоит на опушке к лесу задом, то вход в нее обязательно находится со стороны леса, то есть из мира мертвых, и она должна повернуться к герою передом. Для того чтобы попасть в другой мир, герой просит Ягу попарить его в баньке, накормить, напоить и спать уложить. Всё это — исконные славянские похоронные ритуалы: омовение в бане и обрядовое угощение, непозволительное живым. Пройдя эти испытания, герой становится частью обоих миров, наделяется волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает всех чудовищ, отвоевывает волшебную красавицу и становится царем.


Художник Елена Болгова   

Страничка художника




© 2001 - 2020